Существует 12 автоматических реакций, которые, чаще всего,приходят на ум родителям, когда они сталкиваются с какой-либо детской проблемой. Давайте рассмотрим их и заодно узнаем, как их воспринимают дети.

1.Приказы.

Команды "Встань!", "Убери!", "Быстро!", "Замолчи!"-в таких фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к своей самостоятельности.

2.Предупреждения.

Предосторожности, угрозы: "Если ты не прекратишь плакать-я уйду!", "Если не придёшь вовремя-пеняй на себя!". Угрозы бессмысленны - если ребёнок испытывает негативные эмоции, ему ваши угрозы безразличны. К тому же, со временем, ребёнок привыкает к ним и вообще перестаёт на них реагировать.

3.Мораль.

Нравоучения и проповеди: "Ты должен уважать старших!", "Каждый человек обязан трудиться!"-подобные фразы не несут в себе никакой информации для ребёнка. Моральные устои и нравственное поведение воспитывается в детях не столько словами, сколько домашней атмосферой и личным примером.

4.Советы.

Готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "Я бы на твоём месте...", "По-моему, надо пойти и извиниться!". Ребёнку не нужны готовые решения, он хочет быть самостоятельным. Чаще всего, он сам приходит к тому решению, которое вы ему советовали. Необходимо давать ребёнку такую возможность, хотя это и сложно.

5. Нотации.

Логические доводы, доказательства и "лекции": "Пора бы запомнить,что перед едой надо мыть руки", "Без конца отвлекаешься,вот и делаешь ошибки". И здесь, чаще всего, родители слышат в ответ: "Сколько можно?!", "Хватит!". Возникает психологическая глухота-дети слушают,но не слышат.

6. Критика.

Выговоры и обвинения: "На что это похоже?", "Опять всё сделал не так!", "Всё из-за тебя!", "Зря я на тебя понадеялась!". Подобные высказывания тоже малоэффективны,а со временем переходят в основной стиль общения с ребёнком. Слыша постоянную критику в свой адрес,ребёнок начинает думать, что он плохой, неумеха, неудачник, и вырастет с заниженной самооценкой, которая портит ему дальнейшую жизнь.

7. Похвала.

Здесь необходимо чётко отделить похвалу от поощрений и одобрения. В похвале почти всегда есть оценка : "Ты самый красивый!", "Ты просто гений!", "Ты такой храбрый!". Частые высказывания подобного рода приводят к тому, что ребёнок привыкает к похвале,начинает ждать и искать её. К тому же ребёнок очень быстро понимает-хваля в одних случаях, его осудят в других.

8. Обзывание.

Высмеивание: "Плакса-вакса!", "Не будь лапшой!", "Какой же ты лентяй!"-это лучший способ оттолкнуть ребёнка и заставить его разувериться в своих силах. Как правило, в таких случаях дети обижаются и пытаются защититься.

9.Догадки.

Интерпретации И всё-таки ты меня обманываешь", "Это всё из-за того,что ты...", "Я тебя насквозь вижу". Кому понравится, что его "вычисляют" и подозревают в обмане? В ответ на подобное ребёнок,чаще всего, также защищается, обижается и уходит от контакта.

10.Выспрашивание.

Расследование: "Нет, ты мне всё-таки скажи", "Я всё равно узнаю", "Что же всё-таки случилось?". От расспросов, порой, бывает очень сложно удержаться, однако, как уже говорилось выше,вопрос звучит, как холодное любопытство. Поэтому желательно отвечать ребёнку утвердительной фразой, заменяя :" Почему ты злишься?" на "Я чувствую, что ты злишься".


11. Сочувствие на словах.

Увещевания, уговоры. Ребёнку необходимо сопереживание,однако,фразы: "Я тебе сочувствую", "Я тебя понимаю" - чересчур формальны. Порой нужно просто прижать ребёнка к себе, обнять и сочувствующе помолчать. В словах: "Успокойся", "Не обращай внимания" ребёнок может услышать пренебрежение к его заботам и преуменьшение его переживаний.

12. Отшучивание.

Уход от разговора.Родитель отделывается от ребёнка,однако,его проблема остаётся. Данное поведение допустимо лишь в одном случае:когда родители действительно заняты и выслушивают ребёнка позже. Хотя, какие дела могут быть важнее собственного сына или дочери?

Автор: Рудина Наталья