• Картинки-загадки

Цель: развивать речь, воображение, фантазию и мышление ребенка.

Для игры понадобятся: различные картинки.

Описание: дети выбирают ведущего. Он берет картинку и описывает ее остальным участникам (они ее не видят). Дети угадывают то, что нарисовано на картинке. Следующим ведущим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.им становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.


  • Травы

Цель: учить ребенка различать травы и цветы по форме, цвету и другим параметрам.

Для понадобятся: различные цветы и травы, например одуванчики, подорожник, васильки и т.д.

Описание: разложите на полу растения, каждому ребенку дайте отдельное задание, например один должен собрать одуванчики, другой – подорожники и т.д. После условного сигнала дети могут начать выполнять задание. Выигрывает тот, кто первым собрал нужные травы. Эту игру можно проводить и с одним ребенком, давая ему разные задания и засекая при этом время.


  • Отгадай слово

Цель: развитие мышления, речи, расширение словарного запаса.

Для игры понадобятся: несколько листочков бумаги и ручка.

Описание: в игре могут участвовать двое детей. Каждый ребенок пишет на листочке определенное количество букв, из которых можно составить слово. У детей могут получиться непонятные слова. Например сельпина - апельсин, риндам-мандарин и т.д. Нужно предложить придумать сначала легкие слова, а семилеткам можно отгадывать уже целые предложения.


  • Игрушки

Цель: развивать фантазию, воображение, мышление, речь ребенка.

Для игры понадобятся: несколько игрушек.

Описание: участники выбирают ведущего. Он выходит из комнаты. В это время остальные участники придумывают интересную историю, главным героем которой является одна из игрушек. Когда ведущий возвращается, дети по очереди рассказывают ему придуманную историю (рассказ не должен превышать 5 мин). Имя персонажа называть нельзя, можно замещать его местоимениями «он» или «она» Из рассказа ведущий должен понять, какая игрушка является главным героем. Если ведущий угадал игрушку, он становится участником, а рассказчик — ведущим.


  • Что это значит?

Цель: знакомить с особенностями русского языка, расширять словарный запас, развивать мышление и фантазию ребенка.

Описание: познакомьте ребенка с фразеологизмами типа «бить баклуши», «повесить нос», задать головомойку», «проще пареной репы» и др. Обратите его внимание на то, куда уместно вставить фразеологизм или пословицу.


  • Загадки

Цель: развивать у ребенка речь, формировать способность к анализу, обобщению, образному мышлению.

Описание: несколько раз в день загадайте ребенку загадки. Он должен не только отгадать загадку и обосновать свой ответ. Например, после того как ребенок отгадал загадку «Красная девица сидит в темнице, коса на улице», нужно спросить, почему он дал такой ответ. Если акцент делался на цвете, обратите внимание ребенка на то, что не только морковка может быть красной. Назовите ему другие признаки предмета. Побудите ребенка к рассуждению.


  • Балда

Цель: развивать у ребенка речь, память и внимание.

Для игры понадобятся: две ручки и лист бумаги.

Описание: нарисуйте квадрат в середине которого напишите слово, занимающее весь ряд. Участники игры должны добавить буквы на поле, чтобы можно было составить новые слова. Читать Можно в любом направлении. За добавленную букву начисляются очки — столько, сколько букв в новом слове. Когда свободного места не остается, выигрывает участник, набравший больше всего очков. Кто проиграл, тот балда.


  • Веселый алфавит

Цель: развивать мышление, речь и умение ребенка концентрировать внимание.

Для игры понадобятся: карточки с буквами.

Описание: участники делятся на две команды. Каждому ребенку дают карточки с буквами и называют тему, исходя из которой ему нужно составить слово. За отгаданное слово команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Например, ведущий загадывает слово «утка». Детям дают карточки с буквами: у, т, а, к, н, ш, и объявляют тему - водоплавающая птица.


  • Попугайчик

Цель: развивать речь, чувство ритма и умственные способности ребенка.

Описание: дети садятся перед ведущим, который им говорит: «Вы веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстучать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны». Ведущий произносит несколько слогов, отстукивая каждый слог, например «Ра-ра-ра». Затем дети повторяют со сменой темпа, то быстро, то медленно: «Ра-ра-ра-ра, ра-ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра-ра». Можно постепенно наращивать ряд: па — па-па — па-па-па-па-па-па-па — па-па-па-па-па. Ведущий следит за тем, чтобы у детей звук соответствовал движениям.


  • Закончи предложение

Цель: развивать у ребенка память, речь, мышление и фантазию.

Описание: участники игры рассаживаются перед ведущим. Он говорит детям начало предложения, а они должны его закончить.

Например:

Мама положила хлеб…куда? (в хлебницу).
Брат насыпал сахар…куда? (в сахарницу).
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (в салатницу).
Папа принес конфеты и положил их … куда? (в конфетчицу).
Марина не пошла сегодня в школу, потому что…(заболела).
Мы включили обогреватели, потому что..(стало холодно).
Я не хочу спать, потому что…(еще рано).
Мы поедем завтра в лес, если…(будет хорошая погода).
Мама пошла на рынок, чтобы…(купить продукты).
Кошка забралась на дерево, чтобы …(спастись от собаки).

И др.


  • Интересные слова

Цель: развивать речь и мышление ребенка.

Описание: ведущий говорит игрокам, разделенным на две команды, слово, состоящее из 3 — 5 букв. Дети должны заменить одну букву в слове так, чтобы получилось другое слово. Затем изменит!» букву во втором слове, чтобы получилось третье, и т.д. Выиграет тот участник, который составит самую длинную цепочку. Например: коса — роса (букву «к» заменили на букву «р»), мука — рука (букву «м» заменили на букву «р»). Можно усложнить задачу и дать участникам первое и последнее слово, а они должны составить всю цепочку. Такая игра подойдет детям старше шести лет.


  • Назови три слова

Цель: развивать у ребенка внимание, речь, мышление и память.

Описание: участники игры встают в шеренгу перед ведущим. Он задает детям вопросы. Отвечая на поставленный вопрос, дети делают три шага по направлению к ведущему, причем одному шагу соответствует одно слово.

Например:

«Что можно купить?»

На каждый шаг ребенок отвечает:

«Платье, костюм, брюки».

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Кто может скакать?

Если ребенок не может придумать нужное количество слов, он может сделать меньше шагов.В конце игры измеряется расстояние от участников до ведущего. Проигрывает тот, кто находится дальше всех от ведущего.


  • Прочитай письмо от Незнайки

Цель: развивать у ребенка внимание, мышление и речь.

Описание: ведущий читает детям письмо, написанное Незнайкой, в котором перепутаны некоторые слова и предложения. Задача детей — восстановить правильный порядок слов в письме. Можно разделить детей на команды и дать каждой команде свой вариант письма. Выиграет та команда, которая первой восстановит в письме порядок слов.


  • Антонимы

Цель: развивать мышление, формировать правильную речь ребенка, а также расширять его словарный запас.

Описание: дети рассаживаются по кругу, ведущий располагается в центре. Он называет слова, а участники должны подобрать к ним слова, противоположные по смыслу: например, большой — маленький, добрый — злой, умный — глупый, твердый – мягкий, черное — белое, зима — лето, день — ночь и т.д. Победителем считается тот, кто назвал наибольшее количество слов.


  • Чудесный микрофон

Цель: учить ребенка правильно формулировать мысли и грамотно строить предложения. Также эта игра способствует развитию воображения.

Для игры понадобится: микрофон.

Описание: участники рассаживаются по кругу. Каждый ребенок по очереди берет в руки микрофон и рассказывает всем участникам какие-нибудь интересные истории. Если кто-то из детей не может придумать связную историю, предложите ему рассказать о своей любимой игрушке. Ведущий должен помогать придумывать темы и следить, чтобы участники игры правильно излагали свои мысли. Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию группе, поет песню и т.д.


  • Интервью

Цель: развивать правильную речь, учить ребенка верно строить фразы.

Описание: предложите ребенку взять интервью. Взрослый берет на себя роль известного врача, политика, ученого и т.д. и вместе с ребенком подбирает вопросы. Следите за тем, чтобы ребенок не повторялся и на вопросы отвечал подробно. Эту игру можно проводить каждый день. Темы интервью могут быть самыми разными. Для поддержания интереса ребенка к этой игре периодически меняйтесь с ним ролями.


  • Ласковые слова

Цель: развивать у ребенка память, внимание, речь и мышление.

Описание: участники игры выбирает ведущего. Он показывает на какой-либо предмет или на человека. Игроки по очереди осыпают его ласковыми словами. Тот, кто сказал неточное слово или повторился, становится ведущим.


  • Где большое, а где маленькое?

Цель: развивать речь ребенка, расширять словарный запас.

Для игры понадобятся: книжки с картинками или игрушки.

Описание: на картинке или игрушках найдите вместе с ребенком различные детали и предметы. попросите его назвать их. Задавать ребенку надо такие вопросы, ответом на которые бы прилагательные, например «Какие у девочки косы?», «Какая машина у мальчика?». Если ребенок всегда употребляет одно и то же прилагательное, например «большой», предложите ему подобрать к этому слову синонимы.


  • Картинка

Цель: развивать связную речь у ребенка, активизировать его мыслительную деятельность.

Для игры понадобится: красивая интересная картинка.

Описание: покажите ребенку картинку, задайте ему как можно больше вопросов с использованием вопросительных слов, таких как: что? где? куда? откуда? как? когда? зачем? почему? и др. Вопросы могут быть самыми разными, например «Как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?» и т.д. Следите за тем. чтобы ребенок четко отвечал на поставленные вопросы. Особое внимание уделяйте обращениям и построению придаточных предложений. Если ребенку эта игра кажется скучной, задайте ему вопросы в других ситуациях, например при чтении книги.