"Белая радуга". Поучительные размышления Терентiя Травнiка
ТЕРЕНТIЙ ТРАВНIКЪ «БЕЛАЯ РАДУГА»
Фрагменты книги
* * *
Из моих дневников: «Когда мне было немногим более семи лет, мне часто приходилось слышать разговоры о Боге и от бабушки, и от ее подруг - бабы Клавы и бабы Шуры. Как-то, живя на даче, я спросил у бабушки: «Ба-а, а где Бог»? «На небе» - коротко ответила она. Помню, я зашел за дом, лег на лавочку и стал пристально смотреть в небо. Плыли облака, я смотрел на них и, удивительно, но видел в каждом Бога. Он был разный: смешной и грозный, грустный и веселый. Он был облаком – так мне Он виделся, потом Он исчезал и тут же появлялся в другом облаке. Я рисовал Бога в альбом. И так целое лето. Бог был очень разным. Я был в полной уверенности о знании Его и никаких вопросов отныне не задавал. Так и жил с Богом и каждое лето рисовал Его.
Однажды я обратил внимание на икону, коих у нас было немало в доме и спросил деда: «Кто это?» - указав на Христа. Он ответил: «Бог». «Нет, де, ты ошибся, Бога-то я хорошо знаю, Он на небе, а не в коробке (так, помню, я назвал киот). Я его часто рисую» - и достал и показал деду рисунки. Он глянул, но ничего не сказал. Прошли годы, и куда делись рисунки я не знал. Но вот однажды, уже после его смерти, как-то раз, протирая икону, я нашел под ней в киоте свое «облако». На рисунке, в углу, рукой деда было написано: Аминь.
* * *
У этой истории есть продолжение. Когда мне исполнилось тридцать лет, я много странствовал по святым обителям. Одним из мест моих исканий был Троице-Данилов монастырь. С игуменом монастыря отцом Даниилом меня связывала большая дружба. Ему я и привез этот рисунок, и поведав ему историю, подарил. Лет десять прошло с тех пор, игумен почил в Бозе, а рисунок навсегда исчез в стенах обители. На этом можно было бы и закончить рассказ, если бы не один случай.
Как-то, будучи проездом, в беседе с иноком обители, тот мне поведал, что читал в патерике монастыря про некоего мальчика, который рисовал Бога-облако, и став взрослым, подарил рисунок монастырю. Игумен Даниил, будучи историком, и став первым монахом Переславля вел летописи, куда, видимо, и записал мою детскую историю, прочитанную и рассказанную иноком обители. И опять я узнал об этом много и много позже….
УСПЕВАТЬ.
Каждое дело имеет свой временной отрезок, если ты не успеваешь, то на другое дело не будет времени, да и другое дело появится позже или совсем не придет.
Все, что нам дается, должно быть исполнено нами, если и не до конца, то хотя бы осознано и принято нами на нашем внутреннем уровне. Оно должно успокоиться внутри нас. Только тогда нам будет дана новая возможность на очередной шаг вперед. Все, что недоделано, тянет нас назад. Это долги наши перед Небом и самими собой. Поэтому надо стараться, даже необходимо приучить себя все доводить до конца. В этом и заключается работа для нашей души. В этом и сокрыт один из механизмов нашего развития. Скажу, что это очень верное наблюдение, и должно его увидеть каждому. Приглядитесь к себе в этом, обязательно приглядитесь.
О ПОСТОЯНСТВЕ.
Постоянство – это способ преодоления чего-либо, но не образ жизни. Может быть только в изменениях, происходящих постоянно, и есть великая неизменность.
Движение вечно и ничего из созданного не останавливается на достигнутом, но все же существует точка совершенства, есть область или состояние или место, в котором происходит все одновременно, а значит, там нет времени, а значит, там ничего не происходит, что не могло бы не произойти. Это великое свойство Божественной природы.
Ощущение отсутствия течения времени – есть богоприсутствие в нашей жизни.
Ограниченность – это не Божественная категория, но фрагмент Его величия.
Исходя из этого, можно сказать, что человек, на первый взгляд ограниченный, имеет бесконечную свободу в самопознании и самораскрытии. Только там, глубоко в нас, лежит ответ на нашу согласованность с бесконечностью бытия, там находится ключ на многие наши вопросы, которые никогда не найдут ответов во внешних поисках. Говоря таким образом, можно заключить, что человек всесилен при возврате в себя и бессилен при расточении себя во вне. Единственный инструмент самопознания – это духовная школа, где воля человеческая, полагающаяся на волю Божию, является удивительным инструментом к самораскрытию и самонасыщению.
Этот мир открывается через глубинное зрение нашего сердца, через его развитость, утонченность и впитываемость.
Я не могу сказать, что не надо познавать мир, это было бы неверно сказанным, ибо само познание мира развивает в нас желание узнавать себя, подобно тому, как чтение книг привносит в нас способность мыслить и анализировать, даже если книжные знания устарели. Но чтобы мы ни делали, нам надо всегда помнить, что таким образом нами приобретается всего лишь навык, хоть и крайне важный для нашего дальнейшего и, надо сказать, очень тяжелого пути к себе, пути в себя, пути в исполненную пустоту.
Путь к себе – это зов смерти, а если точнее, − это зов вечности, зов вечной жизни.
Оттуда и идут все наши знания, идет даже само желание начать что-либо искать. Все это идет из небытия. Ничто в мире не может приказать человеку сделать шаг к новому открытию, но внутренний импульс, как таинственный приказ, в форме откровения заставляет человека искать, путешествовать, творить и созидать.
Зачем? Зачем открывать открытое и познавать то, что невозможно познать. Ответ есть, ответ был всегда, и он в том, что все то, о чем говорилось ранее, − практика нашего возвращения к себе и в себя.
У каждого будет время, когда он это поймет. Все, что творит человечество вовне – это отражение его внутренних диалогов.
Можно утвердительно сказать, что все: от войн до культуры, он деревень до городов, от мифов до науки – есть материализация глубинных процессов глобального человеческого планетарного мышления, созданная на базе гениального выплеска индивидуального сознания.
Если увидеть хоть немного корневую структуру происходящего, то можно предположить, а впоследствии осознать и понять, что все детерминировано эволюционным вектором.
Если любая цивилизация обречена, то куда и во что переходит эволюция? Ибо эволюция – это непрекращающийся процесс. Таким образом, можно сказать, что существует эволюция материи. Материя научилась самосозидаться, мыслить, утончаться и существовать в пространстве в разных видах. Или она обладала этим качеством изначально? Все, что проявляется в видимом, уже есть в невидимом. Дух шлифуется к бесконечной точке неделимого, туда, где сокрыта Божественная воля, которая заставляет все и вся проистекать по закону благодатного и благотворного смысла. Мы все едины в системе мироздания, мы незаменимы и созданы по принципу совершенной формы Божественной воли. Это правило без исключений, идущее во внешнее бытие мира и пространства.
Любая драма человеческой природы – это не драма, но жертва во имя других. Война, уносящая тысячи и миллионы жизней, – есть не только опыт передачи гуманизма в новое сознание, но и опыт горьких ошибок неразвитости. Создав совершенный образ, коим стал человек, Господь отдал ему весь опыт самоопределения, но при этом не отпустил его от Себя, аксиоматически показав, что все должно быть единым и нераздельным, ибо само творение является частью Творца.
Бог и человек неделимы и неотделимы и это состояние воспринимается как единство промысла.
Только тогда человек может осознать себя, свою природу, свое предназначение, когда его нота зазвучит в унисон с настройками органа Божественной мудрости и будет не самочинствовать в гамме, а сотворить, соисполнять, соавторствовать с миром великого присносущного бытия.
Господь дал человеку все, даже право на ошибку, на зло, на антиприроду, но при этом не лишил его возврата к себе по великой своей милости и милосердию своему. Он оставил эту возможность в нас навсегда, Он дал нам право на осознание себя в себе и на путь к самим себе через коридор времени. Только через нашу осознанность открывается для нас мир Божественной природы и гармонии. Этот мир вечен, ибо сотворен изначально Изначальным.
Удивительная мудрость Творца – это акт свободы, направленный к человеку, к его жизненным выборам. Только проходя путь в свободе, человек обретает то, что должен найти, и то, что он потерял, но потерял не фактически, а только вытер из своего сознания, забыл и не отследил эту потерю вовремя.
Наблюдая за происходящим, можно сказать, что мы постоянно занимаемся “уборкой” в нашем духовном пространстве, вытирая информационную пыль с нашего мышления в надежде обрести ясность о происходящем с нами.
Мы только тогда существуем, когда трудимся в осознанном изучении того, что случается с нами ежедневно и ежесекундно. Во все иные моменты человек находится в иной форме Бытия, вполне ее можно было бы назвать ожиданием, долгим ожиданием приглашения к экзамену, к ответу, к ответственности за данную нам удивительную и уникальную жизнь.
О ЛЮБВИ.
Любовь не удержишь
Ни силой, ни словом.
Любовь можно только
Любовью спасти.
Любовь не принадлежит человеку, она ему дается за правильное, искреннее стремление понять себя и принять себя, и отдать себя другим людям, делам и обстоятельствам.
Любовь – это величайшая из великих сил.
Счастье в том, чтобы научиться принимать себя в своих же поисках, сложностях и ошибках. Но, принимая, не оправдывать их, а в терпении превозмогать и устранять. Себя надо научиться терпеть. Этому необходимо научиться.
Терпеть себя любого: и бедного, и больного, и уставшего, и упавшего. Любое трудное время дается нам для того, чтобы вырасти. Чем труднее оно, тем глубже корневая природа рождающейся в нас мудрости. Надо знать, что все во благо происходит. Это знание утешительно. Это просто надо взять и понять, и научиться
Это нести и принимать во всем. Если Вы примете это, уйдет ропот и, может быть, откроется дверь к утешению и тишине.
И не к пустоте, как многие думают, а созидательной, глубокой, сосредоточенной тишине.
Где тишина парит над миром,
Там ангелы играют трубный зов.
В основе мироздания лежат законы непознанного нами. Мы можем догадываться об их существовании, чувствовать, иногда испытывать проявления от их ясного понимания нами, но прочувствовать и осознать их до конца является невозможным, ибо мы их познаем телесно.
Если бы мы могли утвердительно сказать о полноте наших знаний, то мы должны были бы открыть при жизни завесу смерти. Да, именно так…. И как это не покажется странным, именно смерть хранит все или почти все тайны человечества. Все исследования и пророчества, философии и религии исходят и растут из смерти.
Смерть – это то, что переходит в жизнь. Смерть – это иное, но не законченное.
Любая жизнь обязана кончине.
Любая жизнь благодарит финал.
Смерть – это мать Жизни.
Если кто и способен родить смерть, так это только жизнь.
Вечность находится там, где жизнь принимает смерть, а смерть дает силы новой жизни, делая ее вечной жизнью, а не временной.
Что это? Попытка объяснить одну из граней нашего бытия или веление глубоких причин, сокрытых от нашего понимания.
Надо сказать, что бы это ни было и чем бы это ни являлось, но это, безусловно, мощнейший генератор нашей эволюции, оставляющей нам целую цепь неразрешенных парадоксов, таких, например, как:
Если болезнь во благо, то зачем мы все хотим быть здоровыми?
Может только из-за неудобств, создаваемых болезнью?
Если смерть фатальна, то почему мы не ценим ни свою, ни чужую жизнь, а только пользуемся для этого законами, данными нам обществом.
Если все заканчивается небытием, то, что заставляет нас начинать с таким рвением дела, которые явно будут не закончены нами, возлагая ответственность за их завершение на грядущее поколение, не зная, нужно ли им это будет или нет. И, наконец, зачем жить, если все равно умирать?
Если взглянуть в глубь истории человеческой цивилизации, то можно сказать, что нам всем оставлен колоссальный опыт для нашей жизни. Но мы не можем этот опыт извлечь, понять и воспользоваться, а постоянно набираем только свой, местный, домашний опыт в диалогах, встречах и спорах со своим окружением, пытаясь осознать себя и окружающий мир таковым, каким он ощущается именно нами, и не подозревая, что многое, если не все, нам уже давно оставлено древними, сказано и написано в веках.
Как? Как услышать в себе свой голос? Как развить способность видеть и слышать во всем главное? Как обрести одну из главных добродетелей познания – внимательность?
И, наконец, куда уйдет наш опыт, наш мир, заработанный и выстроенный печалями, болезнями, ошибками и падениями нашими при жизни, когда настанет наше время уснуть навсегда?
Куда? Если он только самой малой своей частью может коснуться других людей, приходящих в эту жизнь вслед за нами. Можно о каждом сказать, что все, что он говорит и чувствует, – это лишь наималейшая часть его пространства.
Все главное, что в нем, − будет впереди, в приходящей способности самораскрытия. Нет, не может и не должно уничтожать всезнающее бытие этого опыта. Смотрите…
Вы поставлены в условия поиска, как и все другие, наделены инстинктами, которых не просили, но вам их дала природа для того, чтобы вы жили, проживали и накопили в себе нечто полезное и украшали этим жизнь на Земле. Это путь всех нас, но что дальше, что потом? Мгла и пустота вечности с улетающей искрой моего опыта в грядущие поколения? Для тех, кем он и не будет замечен? Или что-то другое?
Мне видится – и это, и другое, и следующее. Мы оставляем себя во всем, но мы и несем себя в другую жизнь, мы идем к Богу и это утверждение не для сомнений. Это состояние, происходящее из моего опыта, знания и исследования. Я знаю, вижу и понимаю, что это так. Но это знание только усложняет мою и вашу действительность. Он будет легким далее, тогда когда вступят в силу законы проявленной и накопленной в каждом из нас духовной мудрости, но до этих пор любое знание, приходящее к нам из области совершенства будет невоспринимаемым нами и отторгнутым.
Получение подобного опыта дает нам духовную радость, одновременно наделяя нас огромной ответственностью перед собой и другими.
Вечности нужны:
-осознанность,
-ответственность,
-внимательность.
Также же для нее нужно все остальное, чего не охватывают эти три пункта.
Эти три реки составляют наш уникальный опыт для Бога. В них сокрыты наши плоды. Все это развивается с милостью Небесной, преломляясь в вере, надежде и любви.
Когда теряется вера,
то приходит надежда, когда теряется надежда,
то все спасает…
любовь.
Любовь…
я преклоняюсь перед тобой,
ибо ты бескорыстна,
ибо ты неделима,
ибо ты... вечна
О ВОЛЕ.
Воля – вот наш врач, наш спасатель от печалей и невзгод жизни. С кем она договорится, тот тому и будет служить. Договорится она с благим, подчинится благому − ему и служить будет этот человек, и тогда в нем все расцветает: и сердце, и эмоции, и ум. Он становится рыцарем на белом коне, благородным и великодушным. Но он должен постоянно защищать это в себе от черных стрел зла, которое всегда рядом.Стоит свою волю им передать − и они обратят ее в безволие, в отсутствие сил или направят ее на разрушение мира вокруг вас. Порой эта сила обретает огромную возможность, но все же не бесконечную.
ОБ ОБИДЕ.
Все, что с нами происходит, дурное и хорошее, все это нас обучает. А может ли обучение быть неблагодатным? Нет. Все только зависит от нашего отношения к происходящему с нами. С каким настроением ты подходишь к ситуации, так она и выглядит. Если мы сможем разобраться в этих путях, в этой паутине, в этих сетях, то мы обретем осознанность, мы приподнимемся над обстоятельствами и станем воспринимать причины. Следствие, оно исправимо, если отмечена причина. А если причина разрушительна, то с ней очень трудно справиться. Это требует воли, самонаблюдения, отслеживания себя во всем, неотступной духовной работы и внимания.
Ситуации взаимной обиды у двоих решаются только обоюдно. Нельзя полагать, что должен извиниться первым тот, кто виноват. Уметь принять извинения − это тоже не меньшая школа, чем их принести. Только обоюдное стремление друг к другу приводит к миру и внутреннему росту каждого. (И еще: первым просит прощения тот, кто более развит.)
Что такое обида? Обида – это душевная слабость, отсутствие сил, неумение видеть многое и почувствовать главное. Учиться не обижаться – это значит жить, подготавливаясь к принятию любви. Почему мы обижаемся на людей? В чем сокрыт корень этой печали?
Мне кажется, что корень скрывается в неприятии себя, и в этом вся беда наша. Когда нас обижают и мы воспринимаем это с горечью, это значит, что мы имеем в себе что-то неправильное, но сами не можем этого разглядеть, но капли горьких слов в нашу сторону, падая нам на сердце, разжигают в нас ненависть к другому человеку, который приносит своими словами для нас неоправдание наших надежд на земле. Вот так и срывается наше сердце на печаль.
Бдение и трезвость ума спасают тебя в этом тяжелом поединке, проникая в самую глубь этой бедоносной причины, и вот наступает тот момент, когда причина беды не выдерживает, и начинает вытираться и таять на глазах. Это значит, что мы в своих поисках и волевых поступках перешли через критический уровень и процесс пошел на убыль.
Это значит, что Господь нас услышал по молитвам и прошениям нашим, узрел нашу беду, борьбу, слезы и протянул нам возможность ощутить Его руку поддержки и дал нам утешение в исцелении нашего тела и души, чтобы пребывать в радости тишины сердечной и душевной с Ним.
О САМОВНИМАНИИ.
То многое, из чего потом происходит полезное и благотворное, начинается с самопринуждения и самодисциплины. Через опыт регулярного повторения открывается привыкание, и с этим приходит облегчение в данном делании. Чтобы что-то получилось, нужно обязательно начать, причем делать стоит спокойно, благоразумно и рассудительно, наблюдая за тем, как реагирует на происходящее твое сердце. Ум же должен находиться в состоянии бодрствования и запоминания. Размышляя о происходящем и сделанном, испытывая ситуацию на совесть, выстраивается отношение к данному делу, и приходят понимание происходящего и ощущение себя в этом. Ощущать себя при этом очень важно. Потерянность и безотзывчивость губительны для всякого дела. Любое дело, коли уж взялся, надо делать с радостью. Во время печали браться за трудные дела недопустимо, если нет на это жизненной необходимости, ибо в противном случае такое начинание приведет к разочарованию, усталости и разбитости, и то дело, которое было бы полезно для нас, станет для нас врагом. Печальный дух нашего эмоционального состояния окрасит его в серый цвет и отвергнет нас от него, возможно и навсегда.
И ТАК КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Утро приносит силы,
День посылает радость,
Вечер отдает знания,
Ночь возвращает к памяти.
Утро дарит надежду,
День закрепляет навыки,
Вечер приводит в соответствие,
Ночь освобождает от лишнего.
Утро устремляет к новому,
День утверждает в проверенном,
Вечер отвечает сомнениям,
Ночь успокаивает
невостребованное.
Утро разрешает пробовать,
День отгораживает
от необдуманного,
Вечер наказывает
за опрометчивость,
Ночь прощает и останавливает.
Утро дает новую возможность...
ОБ ОТКАЗАХ.
Отказаться не так плохо, гораздо хуже взяться и не выполнить. Но, коли уж по каким-либо причинам нет возможности выполнить, то тогда осведоми просящего об этом вовремя и принеси ему самые серьезные извинения, указав причину, по которой у тебя нет возможности выполнить обещанное ему.
Тот же, к кому обращаются, должен выслушать все спокойно и приветливо, успокоив извиняющегося и, сняв с него вину, вернее ощущение вины за обещанное им и невыполненное.
Сердце же свое следует успокоить тем, что все, что не делаешь сам, а делает для тебя кто-то другой, может быть и не выполнено, и причина тому − несоответствие внешних и внутренних условий. Нужно спокойно ждать и подготавливать, создавать новые предпосылки для данной задачи, при этом не раздражаясь и не осуждая никого, кто был связан этим делом с тобой. Надо знать, что не каждый берущийся за что-либо знает на данный момент, сможет ли он это сделать, хотя будет уверять тебя и себя, что сделать это не трудно и сделает это обязательно. Способность брать по силам и ощущать свои возможности, реализуя их перед другими − дар, дающийся за здравомыслие, благоразумие и терпение и за умение благодарить Господа за все, что мы делаем, неважно, получается ли это у нас или нет, а также за всех, кто сопутствует нам в любезности быть полезным.
Хранение мира в любой ситуации, связанной с нашими делами, надеждами и чаяниями − есть непременное условие для осуществления желаемого.
И еще необходимо знать, что хоть и важно достижение желаемого, но более важным будет то, какой эмоциональный фон создал для других весь процесс этой деятельности. И если от дел твоих стало кому-то тяжко и грустно, значит, ты во многом неправ.
Благое не должно делаться, вызывая слезы и потери у близких и друзей.
Многая печаль от нетерпения нашего исходит.
Разберись в себе и приходи за советом. Проси о помощи тогда, когда уже сам почти выбрался, в противном случае и сам не спасешься, и другого погубишь.
Если же почти утонул в собственных делах и неудачах, то здесь может помочь только Господь. Он укрепит твое сердце и пошлет человека, чья рука не ослабеет, когда тот будет вытягивать тебя из омута страстей.
Во всем этом очень важны расположение душевное, готовность принимать, терпеть и осуществлять все с кротостью душевной. Да, укрепит сердце твое Господь и пошлет ангела своего на дела рук твоих, дабы под Его неусыпным оком вершились взаимоотношения, поиски и созидания во славу Божию.
О ТВОРЧЕСТВЕ.
Любое творчество должно приносить радость и удовольствие.
Самые лучшие открытия и откровения в этой области случаются тогда, когда меньше всего заботишься об этом и не задаешься вопросом, нужно ли это кому-нибудь. Творчество остается с человеком, который им занимается, при условии, что он все это делает честно. Но для других оно может послужить катализатором их внутренних процессов, потенцируя их к подобному акту, и в этом его огромная польза.
О МОЛИТВЕ.
Правильная молитва зажигает нас, подобно вспыхнувшей путеводной звезде на вечернем небе.
Она верна и не зависит от количества слов. Она может быть бессловесна и состояться только на одном вдохе. Она может быть многословна и стать прекрасной песней. Но она всегда должна быть искренна и милосердна, с чистым устремлением и исполненной любви. Она должна быть понимаема и осознанна всем нашим сердцем, подобно тому состоянию в нашем детстве, когда мы глубоко, всем своим существом проникали в мир сказки и образности, доверяя и следуя за этими образами.
Молитва подобна эху, всегда возвращается к тебе.
Молитва созидается
в пяти лучах:
Первый – искра, это вечное,
что в нас и вне нас.
Второй – пламя, это ум наш
и понимание.
Третий – яркость, это душа наша, эмоции, радость и слезы.
Четвертый – тепло, это сердце наше, мир духовной радости.
Пятый – угли, это опыт, охватывающий все четыре предыдущих, в котором есть и искра, и пламя, и тепло, и яркость.
Каждый луч важен и значим. Все взаимосвязано, но когда молитва опускается в сердце, она становится нашей природой, это опыт, который мы получаем, как награду за наши стремления, чаяния и размышления.
Иногда это происходит мгновенно, но не удерживается, а оставляет след сладкого, но грустного воспоминания о случившемся. Иногда это приходит последовательно, но все равно теряется. Молитва, как бы она не происходила, имеет главную линию – это внимание к себе и окружающему. Очень большое внимание должно быть ко всему, что с нами случается.
О НАСТОЯЩЕМ.
Человек – это вечное настоящее. Если представить числовую прямую, то единственная точка нашего реального существования это точка «ноль». Любой перекос в «плюс» или «минус» − это только количественный опыт. Если мы в «плюсе», то мы должны отдавать, чтобы вернуться в «ноль», а если в «минусе», то должны набирать через осознание себя и уже, таким образом, опять возвращаемся к «нулю». Долгое пребывание в плюсе или в минусе разрушает или, по крайней мере, не созидает нас. «Ноль» есть в каждом из нас и к нему надо возвращаться. В этом и сокрыта динамика роста. С каждым возвращением в «ноль» надо понимать, что туда мы приходим уже немного измененные, побывав в нестабильности.
Если представить подъем в доме по лестнице, то этажи в этом доме – это качественно измененные «нули». Пролеты лестничные: вверх от этажа – это «плюс», вниз от этажа – это «минус». Мы передвигаемся по вертикали на разные уровни, но относительно проекции на землю мы не изменены. Важно ощутить точку старта, это и есть проекция Вашего «я». Подъем возможен только при новых возникающих внутри вас взглядов на действительность, т. к. движение вверх должно быть осознанно. Неосознанность приводит к хождению по этажам (по квартирам и жильцам) с долгим задерживанием в каждой.
Человек должен (для себя) уметь отвечать на все известные вопросы. Ответы со временем изменятся, но они должны быть.
Ответы на эти вопросы будут меняться с каждым новым уровнем, но они должны быть. Постепенно ответы станут одни и те же, и это будет хорошим показателем. Значит, вы перешли на внутренний диалог. Если вы находите правильное движение, то ответы с вашим переходом в иное состояние уже не меняются, а становятся основой вашего мировоззрения и бытия. До этого они являлись лишь только точкой зрения, удобной опорой для движения. Надо знать, что они всегда должны быть. Человек, имеющий ответы на эти вопросы, обращенные к себе, развит и находится в осознании своего настоящего момента.
Есть только настоящее. Даже наши воспоминая, это только настоящее. Наша печаль о том, что происходило когда-то – это тоже настоящее, потому что все это происходит с нами сейчас, но не реально, а в воспоминаниях, хотя и в данный момент. Это можно назвать настоящим, но искаженным прошлым, или прошлым, привнесенным в настоящее, и ставшим на время им. Мы используем уникальное невосполнимое время нашего настоящего на повторное переживание прошлых событий, оставшихся теперь только в воспоминаниях. Таким образом, прошлое подменяет настоящее, пользуясь его временем. Если мы изучаем прошлое, пытаясь понять наши ошибки и шаги, то жертва настоящим может быть даже полезна, при условии что это не затянулось во времени. Но если мы соединяемся с прошлым внутренне, эмоционально, то в таком случае мы начинаем терять время нашей жизни. Это большое заблуждение, часто встречающееся в нашей жизни. Есть только настоящее, и надо сделать его таковым в себе.
Полюбить в настоящем настоящее и жить этим моментом.
В настоящем благодарение к прошлому и благодарение к будущему.
Помните о текущем моменте, проживайте его тотально, он единственно верный. Будьте очень внимательны к себе в каждый момент вашей жизни.
Помните о настоящем…
Тогда вы действительно увидите, что жизнь неделима.
Господь всегда здесь…
В нашем
НАСТОЯЩЕМ…
О ВРЕМЕНИ.
Время – это совокупность поступков, моментов, шагов и движений. Если они происходят осознанно, то время можно вернуть назад, т. е. в новом качестве оказаться в своем внутреннем прошлом пространстве для отслеживания измененного состояния. Для тех же, кто пребывает в неосознанности, время летит, бежит, ползет, уходит, утекает сквозь пальцы, т. е. становиться необратимым. Оно /время/ подчиняется только мудрому, т. е. тому, кто вошел в свою осознанность.
Время − это не линия между молодостью и старостью или между прошлым и будущим. Время – это постоянное и постоянное настоящее. Важно понять: я только здесь и сейчас такой, какой есть (больной или здоровый, умный или глупый, бедный или богатый и т. д.), но я только сейчас и есть, и в этом мое настоящее счастье. Воспоминания о радостях прошлого порождают грусть и сожаление, а это ошибка, это все равно что искать ягоды на прошлогодней поляне в том же месте и в том же качестве, надеясь найти ровно столько же. Хоть их вполне может оказаться и столько же или может чуть больше или меньше, но они уже будут другие, абсолютно другие, потому что, увы, но вы и сами изменились к этому моменту. Таким образом, знание прошлого позволяет отследить свое движение, но не должно войти в ваше постоянное настоящее. Когда вы поймете, что прошлое ваше было из ошибок, приведших вас в нынешний тупик, тогда вы подойдете к качественному переходу, и вам предложат принять решение для изменения себя, а это решение всегда существует. Важно, очень важно его ощутить и следовать ему.
О ПЛОХОМ ОТНОШЕНИИ К ТЕБЕ.
Плохое отношение к тебе бывает в двух случаях: когда ты прав и… когда ты не прав. В первом случае оно вызвано, прежде всего, завистью к тебе, а также слабостью, капризностью, необразованностью и вредностью окружающих тебя людей. Во втором случае причина его появления в твоей нетерпимости, надменности, высоком самомнении и властности, что обычно происходит, когда ты отстаиваешь свою неправоту.
Как видишь, и в том, и в другом случае такое отношение порождается не лучшими качествами, отраженными твоим естеством.
Тебе желательно запомнить, что когда такая реакция происходит, то это является результатом твоей неосознанности и непроработанности себя. И в том, и в другом случае надо искать в себе силы, чтобы решить эту проблему.
Что касается нападающих, то, безусловно, нападает на человека тот, кто неправ, а если нападают на того, кто неправ, то здесь потерпевшему надо убрать свою перезрелость.
Теперь несколько слов о жертве нападения. В первом случае, когда нападают на твою правду, знай, что ты имеешь дело с завистью и необразованностью, тогда отойди и жди (если необходимо), пока человек «вырастет», ждать можно очень долго, но надо ждать. Если нет силы ждать, то ищи сам пути к вашему взаимодействию и помни, что эти пути всегда есть. Найди границу и общайся через неё, но будь сдержан в диалоге и информации.
Если же ты неправ и на тебя напали, то умей вовремя признать свою неправоту. Это сохранит мир, обезоружит врага и даст обоим сил.
Во всех приведенных случаях ярко выражен показатель нехватки любви и чистой энергии ясности и покоя.
Многое лечится самоизоляцией, уединением и внутренней работой над собой.
Может ли человек, который более развит, принимать образ жизни менее развитого? Может по необходимости. Но лучше, если он с терпением ожидает его наверху и помогает ему двигаться к вершине. Тот же, кто в упрямстве не хочет этого делать или не понимает этого, должен быть оставлен в одиночестве человеческом, и его просветит Господь. Здесь уже человеческие силы слабы.
Надо знать, что более низкие уровни стремятся втянуть в себя высокие уровни из-за невозможности дотянуться до них. Общаться с такими людьми можно потакая и угождая им, что малоприятно и неконструктивно, поэтому такие подходы желательно использовать только для достижения равновесия в ваших отношениях. В других же случаях нужно держать дистанцию.
Для более высокого уровня в человеке есть стремление подтянуть другого к себе или искать себе близкого по видению и пониманию. Но просвещение – очень трудное дело и, порой, малоэффективное, поэтому такая работа – удел терпеливых и решительных людей, ибо обучение может занять многие годы, но дар за твое терпение будет несравним ни с одним земным даром.
Во всех случаях нужно знать, что ты таким образом развиваешь в себе те качества и внутренние пространства, которые позволяют вселяться любви небесной.
ДВЕРЬ В СУДЬБЕ.
На линии человеческого психического развития есть одна отметка, одна дверь, в которую нужно рано или поздно войти каждому. Эта дверь разделяет внутреннюю тьму с внутренним светом. Человек, прошедший в эту дверь, которую надо еще найти, т. к. она находится с темной стороны, попадает в мир осознанности и большей ясности. Этих людей можно назвать «си-люди». Но также есть «до-люди». Как в музыке. Дверь же – вибрация ноты «фа». Единственная ошибка, которую делают «си-люди», проходящие через эту точку (дверь) внутри себя: они ее закрывают за собой и попадают в перегрузки самостности. Задача не войти и закрыть за собой дверь, а войти и оставить ее открытой, т. к. скоро, по мере вашего продвижения, появится новая дверь и новая задача.
Если человек сможет открыть свою первую (самую важную дверь) и вступить на путь к осознанности, то это будет для него огромной радостью в жизни, радостью рождения в новом. Удивительно, что человек часто не видит тот миг, как он входил в эту дверь, а только по ощущениям, возникающим позже, и событиям может понять, что это произошло
ОБ УМНОМ И НЕ ОЧЕНЬ
Иной учится на своих ошибках, Умный – на чужих.
Иной берётся за все, но на словах, Умный – не за все, но на деле.
Иной сразу учит и воспитывает, Умный – учится и воспитывается.
Иной – считает себя умным, Умный – ничего не считает.
Иной – дает слово, Умный – дав слово, держит.
Иной боится выглядеть дураком, Умный – выглядит, ну и всё.
Иной шумами заполняет пустоту в душе, Умный – тишиной хранит ее наполненность.
Иной не слышит ни себя, ни других, Умный слышит и себя, и других, и иного.
Иной копит и собирает, Умный – раздает.
Иной выделяет себя внешностью, Умный – ничем.
И ещё… Все Умные родом из иных. Разница только в возрасте прихода.
А теперь по-другому:
Но если сегодняшний Умный – это вчерашний дурак, то сегодняшний Дурак – послезавтрашний Умный.
И последнее: оба берут на себя ответственность, но несет её Умный.
И главное - точка равновесия: Поглупевший Умный, то же самое, что поумневший Дурак. И то и другое – совершенные состояния.
О ПОТЕРЯХ
Потерять деньги – ничего не потерять.
Потерять здоровье – потерять половину всего.
Потерять время – потерять жизнь.
Каждому вдоху – свое время
Не вдохнешь вовремя – умрешь.
О МАСТЕРЕ И УЧЕНИКЕ
Стань учеником – ищи мастера.
Найдешь мастера – станешь подмастерьем.
Станешь подмастерьем – дойди до Мастера.
Будучи мастером, омой ноги ученикам – стань снова одним из них.
Нет предела совершенству.
От ученика к мастеру всего лишь первый шаг.
Найдется и тот, кто научит, и тот, кого надо научить.
В настоящем мастере всегда живет ученик.
Как в настоящем слове – буква.
О ЦЕЛОМ
Время – есть оформленное содержание пространства – энергия с проявленной массой. Каждой секунде свое место во времени. Секунда приходит один раз и не повторяется никогда. Для каждого содержания своя форма. Женщина – форма и содержание, но космическая ФОРМА. Мужчина – содержание и форма, но космическое СОДЕРЖАНИЕ. И то и другое ищет то, что ему конгруэнтно. Форма, храня содержание, тем развивается. Содержание, развивая форму, тем хранится. Две половины единого целого…
О ЧЕЛОВЕКЕ
Снежинка упала в поле и слилась.
Капля упала в озеро и растворилась.
Песчинка упала в песок и затерялась.
Человек родился на земле и остался собой. Он временный. Он – гость.
Рожденному на земле – пасть в небо.
О СЛУЧАЕ
На рынке из рук богача выпала монета. Нищий, сидевший рядом, поднял ее и протянул ее обратно. «Почему ты не себе оставил?» – поинтересовался богатый. «Мне это не нужно» - промолвил тот. «Если не это, то, что же тебе нужно?» - удивился богач. «Ничего, - ответил нищий – у меня все есть». Богач рассмеялся, а нищий продолжал: «И богатый, и убогий – все под Богом. Богатому еще дойти надо, а убогий всегда… у Бога».
О СВОБОДЕ
Был я в низине: суета и бессмысленность – изшел на верх.
Был я на вершине: холод и одиночество – спустился вниз.
Поднялся, дабы опустится;
Спустился, дабы подняться.
Отдохновение застало меня в пути.
Свобода там, откуда не нужно уходить.
* * *
Следуя своим путём, ты рискуешь остаться в одиночестве, но может, с этого и начинается опыт самопознания, встреча с самим собой, встреча с Богом, а не рассуждения о Нём мимоходом. Люди всем миром искали Бога и не находили, а Он и не терялся, а Он был в каждом из них, а Он был… каждым из них. Себя менять – это менять Бога в себе. Попробуй сначала принять себя. Бог не ошибается навсегда. Возможно, что приняв себя, менять будет уже нечего. А если желание останется, тогда воспользуйся исчислением Звезды Гармонии…
ЗВЕЗДА ГАРМОНИИ
Пять лучей Звезды:
1. Зарабатываешь на жизнь своим любимым делом – талантом.
2. Находишься всегда в «своем месте», где бы и с кем бы ты не находился, что бы ни делал.
3. Всегда искренне смеёшься и искренне плачешь.
4. Твое Слово не расходится с твоим Делом.
5. Твоя внешняя и внутренняя жизнь совпадают и соответствуют твоему пониманию этой Жизни.
А теперь проверь себя: всего пять лучей. Оцени каждый по трех бальной системе (да – 3, иногда – 2, нет – 1), сложи и раздели на 5. Получишь оценку своей гармонии.
О НЕБЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Один человек решил коснуться неба. Разбежался и прыгнул в небо, но не допрыгнул – упал на землю. Прошло время, и снова разбежался, но опять не допрыгнул. Прошли годы, и опять прыгнул, но упал. Тогда устал и… пошёл, куда глядели глаза, а глаза глядели – в небо. Долго ли, коротко ли шёл он, то неведомо нам, но так и не дошёл. А жизнь, жизнь кончалась. И тогда лёг он и стал просто думать о небе. Ибо не было у него более сил ни прыгать, ни идти. И был час, час особый, и пришло к нему небо само и сказало ему небо: Ты хотел допрыгнуть до меня, но не допрыгнул, хотел дойти, но не дошёл, ты помнил обо мне каждый день своей жизни и до сего дня. Ты сделал всё, что нужно было сделать, чтобы я пришло к тебе. А теперь… летим!
О СОЛОВЬЕ
Однажды Эсмус, зная, что его возлюбленная любит слушать пение птиц, нашёл старое снадобье и на время стал соловьём. Найдя любимую на базаре, он подлетел, сел рядом и стал петь. Она слушала с улыбкой, но распродав товар, отвернулась и ушла. Беседуя с мудрым Эльгуром, Эсмус спросил: «Как же так? Я сказал ей столько приятных слов, а она не узнала меня». Эльгур ответил: «Надо всегда оставаться собой».
«Да, но ты сам говорил, что язык любви не имеет условностей», – продолжал Эсмус.
«И это так, – согласился Эльгур – тебя волнует, что она ушла, но и ты взлетел птицею».
«Будь я человеком, я не смог бы так сладко петь!» – возразил Эсмус. «Конечно, – согласился Эльгур – но была бы она птицею, она не смогла бы так сладко слушать».
«Но, как же она узнает, что это был я», – нетерпеливо выкрикнул Эсмус. «Никак, – ответил Эльгур – в этом и есть истина любви».
На другой день Эсмус, будучи на базаре подошёл к своей возлюбленной. Она ему с такой нежностью рассказывала о случившемся.
«Это был я», – выслушав, сказал он.
«Глупый», – грустно произнесла она и отвернулась.
В это время пролетавший мимо соловей, сел недалеко и… запел.
О СВОБОДЕ
Как-то Эсмус спросил Эльгура можно ли быть истинно свободным? «Нет, – сказал мудрец, – но можно свободно жить».
«В чём разница?» – спросил Эсмус.
Будучи свободным – нельзя освободиться от жизни. Это означало бы не жить. К чему такая свобода? Но живя свободным, хоть ты и не властен над смертью, но властен над данной жизнью. Такой свободы достаточно, чтобы свободным жить, но быть свободным не в наших силах. Нам предрешено ограничение.
ДОВОЛЬСТВУЙСЯ МАЛЫМ
Однажды Эльгур, гуляя по базару, раздавал монетки всем подряд. Сначала по одной, потом по две, по три… Подошёл к нему нищий, а монеты закончились. «Если бы ты не дал тому три, то и мне хватило бы, хотя бы одной», – сказал он. Тогда Эльгур дал ему последнюю, что оставалась у него, но золотую.
Нищий взял и попросил ещё: «К чему мне одна»?
Эльгур возразил: «Ты же хотел одну, вот и бери. С одной капли, и дождь начинается, с зёрнышка – колос, с искорки – костёр…».
«Да, но разве с одной монеты начинается богатство»?
«Нет, конечно же, но ты познал крайнюю нужду и выжил, разве было у тебя более того, что ты получил сейчас»?
«Нет», - ответил нищий.
«Тогда ступай себе с Богом», – сказал Эльгур.
Прошли годы, и как-то Эльгур встретил вельможу на узенькой городской улочке, в котором узнал того самого нищего.
«Как ты достиг этого?», – произнёс он.
«О, мудрейший, это не я, это Вы меня таким сделали. Если бы Вы дали мне больше тогда, то я бы, по своему обыкновению, пил и гулял. А Вы дали одну, но золотую. Эту я берёг, но ждал случая, чтобы удачно вложить её. И вот, я – богат».
О ДУШЕ
Душа – есть тело нашего духа.
Взрасти душу, ибо из неё взойдёт дух после смерти.
О ВЕРЕ
Вера ведет нас к Благознанию – осознанной радости или Свету неизреченному – Любви. Не всякая вера такова. Есть три состояния веры: вера поиска, вера накопления и вера допущения. Представьте человека в лесу. В первом случае он скажет: я – ищу, во втором – меня найдут, в третьем: когда понадобится я дам знать о себе. И это все – вера. Надежда помогает при ослаблении только первой веры. Это сравнимо с выводом души на орбиту Света (Преображению). В вере допущения – душа живет дарами рождения. В вере накопления – строит корабль и только в вере поиска – летит. Именно здесь и нужна надежда. Именно о вере поиска говорится: «Стучите – и откроется вам», именно поэтому идут в таком порядке «Вера – Надежда – Любовь». Вера – Путь к Богу (Любви). Но сначала надо понять, что она, эта самая любовь в тебе отсутствует и тогда начнется выход из «леса теней».
НА ЯЗЫКЕ СЛОВА
Свет тени – тень света.
На свете остаются дети, плоды души и духа след.
Не те дети, что малые, а те, что любящие.