Игры, направленные на развитие слуха.
Погремушка
Цель:
развивать внимание, слуховое восприятие и чувство ритма у ребенка.
Для игры понадобятся: погремушки.
Описание:
дети встают по кругу и согласно тексту ритмично встряхивают погремушками или прячут их за спину.
Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушку,
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Телефонисты
Цель:
развивать слух и внимание у ребенка.
Описание:
дети делятся не две команды. Ведущий подходит поочередно к одному игроку из каждой команды и говорит на ухо труднопроизносимую скороговорку. После этого игроки передают эту скороговорку между собой по цепочке. Последний участник должен встать и громко произнести скороговорку. Выигрывает та команда, чей участник произнес скороговорку правильно, четко и ясно.
В этой игре можно использовать различные скороговорки, например:
- -Расскажи мне про покупку. Про какую покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
- -Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.
- - Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- - Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовыватъ — зарапортовался.
- - Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
- - Купила кукушка кукушонку капюшон. Как в капюшоне он смешон!
И другие.
Бубенцы
Цель:
развивать у ребенка слух и координацию движений.Для игры понадобятся: колокольчик, бубенчики или другой звенящий предмет.
Описание:
дети становятся в круг, двое из них — в центре круга. Ребенок, стоящий в центре круга, держит колокольчик. Второму завязывают глаза. Все дети хором поют:
Трынцы-брынцы. бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
Как только дети закончили петь, ребенок с завязанными глазами должен по звуку колокольчика поймать другого игрока.
Клоун
Цель:
развивать слуховое восприятие и умение ребенка ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Для игры понадобятся: большая картинка с изображением клоуна (без какой-либо части тела) и фломастер.
Описание:
картинку крепят к стене. Участники игры с завязанными глазами, пользуясь подсказками зрителей, дорисовывают на рисунке недостающую часть тела.
Накорми соседа
Цель:
развивать тактильные ощущения у ребенка, его умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Для игры понадобятся: несколько фруктов или овощей, например яблоки, груши, морковь, огурец и т.д.
Описание:
в игре должно участвовать два человека. Дети садятся друг напротив друга, им завязывают глаза. Затем каждому в руку дают фрукт или овощ, который нужно протянуть соседу. Выигрывает тот участник, который быстрее всех съел фрукт или овощ. Если детям тяжело ориентироваться с закрытыми глазами, первое время можно проводить игру с открытыми глазами.
Музыкальные инструменты
Цель:
развивать слуховое восприятие, мышление, внимание и сообразительность ребенка.
Для игры понадобятся: колокольчики и барабаны согласно количеству участников игры.
Описание:
участники игры рассаживаются по кругу, перед ними раскладывают музыкальные игрушки. Ведущий стоит в середине круга и читает стихотворение, постоянно меняя местами четверостишия.
Динь-динь-динь-динь колокольчик.
Динь-динь-динь-динь колокольчик.
Динь — слушай колокольчик.
Бам-бам-бам-бам барабанчик,
Бам-бам-бам-бам барабанчик.
Бам — слушай барабанчик.
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши.
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши,
Хлоп — хлопаем в ладоши!
Дети в зависимости от текста берут в руки инструмент и играют на нем. Игра должна проходить очень быстром темпе. Выбывает тот участник, который возьмет в руки не тот музыкальный инструмент.
Что это за воробушек?
Цель:
развивать слух ребенка.
Описание:
ребенок садится на стул спиной к остальным участникам. Дети по очереди подходят к сидящему участнику. Сидящий на стуле говорит:
«Воробей, чирикни». «Воробей», соответственно, произносит: «Чик-чирик».
Ребенок, сидящий на стуле, должен отгадать, кто стоит у него за спиной.
Снеговик
Цель:
развивать у ребенка слуховое восприятие.
Для игры понадобятся: два больших рисунка снеговика и несколько отдельных рисунков частей их тела.
Описание:
в игре участвуют двое детей. Каждый ребенок с завязанными глазами подходит к рисунку снеговика и с помощью подсказок зрителей прикрепляет недостающую часть тела, например нос. Выигрывает тот участник, который прикрепит недостающий фрагмент точном на место. Игра подходит для новогоднего праздника.
Трактора
Цель:
развивать двигательную активность ребенка, слуховое восприятие, чувство ритма.
Описание:
дети встают по кругу и делают движения, как будто крутят руками руль, читая при этом стихотворение:
Тара-тара-та-ра-ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить!
Во время чтения первых двух строк стихотворения дети двигаются дробным топающим шагом. На третьей строке они на дробном шаге разворачиваются лицом к центру. Остальные строки дети читают, делая дробные шаги на месте, при этом выделяя ударные слова или слоги сильным притопом.
Испорченный телефон
Цель:
развивать слух и умение ребенка концентрировать внимание.
Описание:
дети рассаживаются в ряд. Ребенок, который сидит с левого края, должен сказать на ухо соседу слово или фразу. Тот в свою очередь — рядом сидящему участнику и так далее. Последний участник, который сидит справа, должен встать и сказать слово или фразу, которую ему передали. Чаще всего они доходят до конца в искаженном виде. Необходимо следить за тем, чтобы все участники побывали в начале и в конце «провода».
Бубенчики
Цель:
развивать слух ребенка, чувство такта и умение различать высоту звука.
Для игры понадобится: погремушка.
Описание: дети встают в круг и вытягивают правую руку впред. Ведущий ходит по кругу, ритмично звонит погремушкой (в это время может играть музыка), а затем дотрагивается ею до одного из участников. Тот выходит в центр круга и внимательно следит за движениями ведущего. Если он поднимает руки вверх, ребенок должен спеть «динь-динь» на ноте до второй октавы, если он держит руки на уровне пояса — спеть «дандан» на ноте ля первой октавы, при опущенных руках — «дон-дон» на ноте фа первой октавыДвижения должны меняться. Если ребенок правильно выполнил все задания, он говорит:
Бубенчики висят, качаются, звенят.
Повторим мы их звон.
Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон!
Теперь ведущим становится он.