Обычно маленькому ребенку интересно все, что его окружает. А тем более, когда родной человек берет его «на ручки» и показывает что-то новое, неизвестное.
Используйте детское любопытство, для того, что бы познакомить малыша с книгой.

Умение пользоваться книгой, также как и речевые навыки необходимы ребенку для приобщения его к занятиям, которые принесут малышу не только пользу, но и удовольствие. Книги с крупными, яркими картинками помогут родителям в формировании познавательного интереса малыша, а также будут опорой для его взаимодействия с другими людьми. Используя книгу, вы сможете сформировать у ребенка навык внимательно смотреть и слушать, а также совершенствовать некоторые навыки тонкой моторики. Постепенно книги станут для ребенка источником знаний и развлечением в часы досуга.

Начинать знакомство с книгой можно с 9-12 месяцев, но если ребенок проявляет хоть незначительный поверхностный интерес к книжкам, необязательно ждать этого возраста, можно начать и раньше.

Несколько рекомендаций как организовать занятия.

  • Для первого знакомства ребенка с книгой подберите издания с картонными страницами и крупными цветными иллюстрациями по 1—2 на разворот.
  • Планируйте своё время так, чтобы каждый день, хотя бы несколько минут вам удавалось уделить рассматриванию книжек вместе с малышом.
  • Для этих занятий выбирайте такое время, когда ребенок спокоен, но не сонный, а в доме тишина и покой. Иначе малыш не сможет сосредоточиться.
  • Рассматривая книгу, посадите малыша к себе на колени. Называя каждую картинку, старайтесь эмоциональными замечаниями поддерживать интерес ребенка. Описывая иллюстрации, делайте много пауз.
  • Указывайте ребенку на картинку, о которой говорите. Учите его подражать вам, взяв ладошку малыша, поднесите её к изображению, при этом спросите: «Где…?» и ответе: «Вот...»
  • Научите ребенка переворачивать страницы книги. Сначала сами отделите страницу, которую нужно перевернуть и отделите её пальцем, затем подведите ручку ребенка под эту страничку и помогите перевернуть ее. Постепенно уменьшайте зазор между страницами. Покажите ребенку, как можно поднимать страничку указательным пальцем отделяя её от других.
  • Демонстрируя ребенку иллюстрации, прописанные более детально, обращайте его внимание на детали, называя их. Например: « Вот собачка, а где у собачки носик?»

Будет лучше, если книжки ребенка будут находиться там же где и его игрушки. На специально отведенной для этого полочке, которая должна быть расположена в доступном для малыша месте. Тогда он сможет рассматривать их не только с вами, но и самостоятельно. Для того чтобы у ребенка возникло желание рассматривать книжки самостоятельно, ему просто необходим ваш пример. Старайтесь каждый день, хоть не долго сидеть рядом с ребенком со своей книгой, предложив ему посмотреть в это время детскую книжку.

Возможно, малыш обнаружит, что книжки можно не только листать и рассматривать, но еще и рвать или грызть, тогда вам необходимо будет ввести правила. Например: рвать можно только газеты или старый телефонный справочник.

Навык ребенка рассматривать иллюстрации в книжках пригодится в дальнейшем, для организации занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, а также способствует развитию памяти и внимания малыша.

Ребенку постарше навык отделять одну страничку от другой пригодится при выполнении аппликации. Вырежьте картинки из журналов или фигурки из цветной бумаги. Положите их на поднос и покажите ребенку, как можно брать их по одной и наклеивать на плотную бумагу или картон. Многим детям нравится отделять наклейки от их основания, используя этот интерес, предложите своему ребенку украсить пустую коробку, которую он сможет использовать, например, для хранения игрушек.

Порядок овладения навыками обращения с книгой.

От 9 до 12 месяцев

-рассматривает книгу вместе со взрослым.

От 12 до 15 месяцев

- хлопает ручкой по картинке в книжке;- помогает переворачивать страницы.

От 15 до 18 месяцев

- переворачивает страницы картонной книжки;- переворачивает бумажные страницы книги, захватывая по 2-3 странички сразу.

От 18 месяцев до 2 лет

- переворачивает по одной бумажные страницы книги.

От 2 лет до 3 лет

- указывает на отдельные элементы рисунка в книжке;
- рассматривает книжки самостоятельно.

Материал подготовлен
педагогом-психологом детского сада №2399
Фоминой Анастасией Анатольевной