Мне всегда нравился английский. Были задатки. Были способности. Но по настоящему все началось с первой учительницы английского языка. От тех дней отделяет институт и долгая педагогическая практика, но я до сих пор помню имя своей первой учительницы английского языка – Подъяблонская Азалия Дмитриевна. Она даже выглядела как истинная англичанка – строгий костюм, прическа, сдержанные, несколько чопорные манеры. Она много путешествовала. Образы дальних стран будоражили воображение. Казалось, английский, как волшебный ключик, откроет передо мной дорогу в интересную жизнь. Я любила язык, но неизвестно, как могла бы пойти жизнь, не появись в ней эта женщина. Я часто задумываюсь, какое влияние она на меня оказала? И как повернулась бы моя жизнь, если бы язык мне преподавала другая учительница? Стала бы я педагогом? Вообще, была бы в сфере английского языка?

Я закончила Московский областной педагогический институт и пошла работать в школу. Много нервов. Дети - каждый со своим характером, проблемы переходного возраста, дополнительные часы, перенагрузки – все было. Почему не ушла? Что удержало?

Я всегда гордилась, тем, что не смотря ни на что, у меня получалось работать с детьми. Чувствую я их. И это не заменишь ни знаниями, ни опытом. Хотя с опытом эта способность чувствовать усиливается. Работа с детьми была той работой, в которой я максимально раскрывалась, работа, занимаясь которой, я точно знала, что на своем месте. В какой-то момент язык и педагогика настолько слились в единый кристалл, что разделить их теперь невозможно. Да и пытаться не стоит. Для педагога главными качествами всегда считала доброту и любовь к жизни. Ведь жизнь – это дети.

Дети приходят ко мне за знаниями. Их цель – хорошо, даже отлично выучить язык. Но к сожалению им сложно держать эту супер-цель на протяжении всего обучения. Цель эта расплывается, бледнеет. Чтобы обучение было эффективным, нужно всегда помнить, что ребенку важно попасть в ситуацию успеха, почувствовать эмоциональный всплеск. Зная это, я выстраиваю программу по тематическим блокам – каждый блок завершается выступлением – своеобразным шоу, и все занятия являют собой некую подготовку к этому конкретному выступлению. Мы разбираем диалоги. Учим правила. Но все это не само по себе – а часть подготовки к спектаклю, сценке, миниатюре. Важно, чтобы английский не только понимался, но и переводился во внутренний план, чтобы ребенок вживался в английскую действительность и использовал выученные правила и слова тут же, сразу. Одно дело знать материал, и совсем другое обыграть его, не просто понять, но и принять – впитать во всей полноте его оттенков. Небольшой объем знаний хорошо переваривается и усваивается, если он дает плоды в ближайшем будущем. А плодом станет хорошее выступление, аплодисменты и чувство того, что ребенок смог, у него получилось, вот он – успех!

Недавно мы отметили очередной постановкой международный день защиты животных. Вход на выступление был открыт всем. Главными зрителями, конечно, были родители.

Часовое выступление сочетало в себе сказку «Теремок», которую представили самые маленькие ученики. Старшие читали диалоги и пели песни. Особенно запомнилась зрителям (зрителями были в том числе уже исполнившие свои номера ученики) сценка на песню «Пропала собака». Юная героиня, потерявшая мохнатого друга, искала его, на английском вопрошая у прохожих, не видели ли они ее собаку. Те предлагали ей разных собак и щенков. В конце концов друг нашелся.

В конце, мальчик шести лет, изображавший черного кота, рассказал английский алфавит. Тем самым показывая, что на этот праздник даже кот сумел бы выучить алфавит.

Уже готовимся к постановке под названием «День благодарения» , посвященной семье и традициям. А впереди ждет «Рождество». Душа любого народа – загадка. И цель этой постановки помочь детям приблизится к пониманию внутреннего мира англичан. К восьмому марта мы обычно готовим постановку «Кухни народов мира», посредством которой ребята знакомятся с традиционными блюдами, этикетом и культурой.

Английский язык открывает многие двери, как в профессиональном плане, так и в плане личного развития. С этим языком большинство стран мира открыты перед юным путешественником. Зная язык, на котором говорит твоя страна, ты получаешь возможность реализовать свои задатки и таланты. Зная язык, на котором говорит мир, ты получаешь возможность открыть их миру.


Елена Викторовна Потехина, педагог английского языка Центра дополнительного образования детей

г. Москва, ул. Гончарова, 15А

Материал подготовила Валерия Лисичко