"ПУШКИН - ЭТО НАШЕ ВСЁ!"

Аполлон Григорьев


Однажды на уроке литературы я вдохновенно рассказывал о бесценном вкладе великого поэта перед русской литературой. Неожиданно меня прервал ученик и иронично сказал: « Вы так «раскрасили» Пушкина – можно подумать, что он и русский алфавит изобрел». Ответ пришел сам собой : « Доказать это нельзя, но подразумевать можно».

Великий путь прошла русская литература. Кирилл и Мефодий начертали торжественное начало, создав славянский алфавит. Прочно вошли эти буквы в первые книги, не только обозначая привычные славянскому уху звуки, но и настраивая дух народа на высокий лад.

Кантемир А.Д., Сумароков А.П., Тредиаковский В.К., Новиков Н.И. и другие писатели кирпичик к кирпичику выстраивали фундамент национальной литературы. Но именно Пушкину было суждено достроить это здание и «заселить» туда привычные, почти двести лет спустя, чувства и мысли. Можно сказать, что Пушкин - это Гагарин девятнадцатого века, который, благодаря своему гению, поднялся до космических высот.

В одной из своих песен известный бард Булат Окуджава выразил грустную мысль о невозможности встречи с Александром Сергеевичем.

Но что мешает нам представить, каким был бы Пушкин-лицеист в 21 веке? Попробуем с ним встретиться.

Шумный, озорной, смелый, резвый на переменах; мгновенно выстреливающий руку на уроках русской словесности (то есть литературы) и истории, и явно скучающий на других предметах.

Смогли бы современные учителя «совладать» со столь темпераментным учеником? Думаю, с трудом! Его нельзя было бы не заметить. Его слова проникали бы сквозь учительское забрало и били бы не в бровь, а в глаз.

Ну а летом, на каникулах, курчавый мальчишка гонял бы на даче на скутере вместе с соседскими Пущиным и Дельвигом - изучая дороги, по которым предстоит идти целую жизнь - стараясь оставить позади своих товарищей. А зимой кидался бы на лед, «окрылив железом ноги» (выражение Пушкина), стараясь быть первым. Хорош дух соревнования, но ещё лучше победа.

Так 182 года назад шестнадцатилетний Пушкин и тридцатидвухлетний Жуковский с азартом соревновались в сочинении сказки «О царе Салтане». Кто же победил? – Победила русская литература.

Давайте обратимся к истокам жизни человека, который, благодаря своему гению, и сейчас соседствует с нами. Он ни на шаг не отошел от нас.

Первая муза поэта была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.

«Пушкины жили весело и открыто, - пишет современница, - и всем домом заведовала старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина; она умела дом вести как следует, и она также больше занималась детьми, принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила». Без всякой натяжки Марию Алексеевну можно было называть главою этой семьи.

«Замечательна по своему влиянию на детство и первое воспитание Александра Сергеевича, - вспоминает сестра поэта, - была их бабушка Мария Алексеевна». Далее Ольга Сергеевна пишет: «До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своей неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашней молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно выводила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкой Марией Алексеевной, залезал в её корзину и смотрел, как она занималась рукоделием». Малыш, сидя в корзине, слушал не только предания и сказки, но и страшные рассказы, от которых застывала кровь. От таких рассказов ребенок долго не мог уснуть. Не отсюда ли его дневная молчаливость и малоподвижность?

Осталось добавить, что Пушкина, по словам сестры, бабушка научила читать и писать. Водила его детским пальчиком по строчкам.

Именно Мария Алексеевна дала внуку няню Арину Родионовну, бывшую свою крепостную, в год рождения поэта получившую вольную.


Внук сам рассказал о своей первом музе:

Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленяла
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Следовательно, с младенчества он ощущал себя поэтом.


После смерти бабушки эстафету принимает Арина Родионовна, вторая муза поэта. О ней нам известно гораздо больше.

Детство Пушкина кончилось. 2060 дней и ночей ему придется пробыть в Лицее, который стал Главным местом, где сформировалось мировоззрение поэта.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен…

Скажет Пушкин о Лицее, который своим названием поражал публику в России.

Нам целый мир чужбина,
Отечества нам Царское Село!

Приемный экзамен состоявшийся 12 августа 1811 года изменил жизнь поэта.

Иван Пущин вспоминал следующее: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать.

Иван Пущин вспоминает: «При самом начале - он наш поэт. Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четерехстишия, которые всех нас восхитили...

…Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его, в некоторых современных московских изданиях».

Но Пушкин блистал только, когда речь шла о литературном творчестве. «В математическом классе вызвал его раз Карцов (учитель математики) к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему ровняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на своем место и пишите стихи». С Карцовым были солидарны и другие учителя.

До обучения в Лицее «продвинутые» родители Пушкина предпринимали попытки «приобщить» сына к учению. Н.Я.Эйдельман, известный исследователь жизни Пушкина вот что писал об успехах ученика:

«Мальчик уроков решительно не учил, но обладая изумительной памятью, успевал на ходу запомнить все, что отвечала перед ним усердная сестра. Хуже бывало, однако, когда учитель спрашивал его раньше сестры. Вскоре обнаружился и корень зла. Это была тетрадка со стихами». К слову сказать, в это же время мальчик уже выучил наизусть всю обширную отцовскую библиотеку, состоящую из сотен французских томов.

Вот одна из первых характеристик Пушкина: «Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокий, ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие ещё не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотливость и остроумие восприняли новый и лучший вид с счастливой переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

По части словесности преподаватель профессор Кошанский «воспитанника Пушкина» ставит на 16 место (всего 29 лицеистов), затем на 18, 19 и ниже. Побывал Пушкин и на 28 месте. Правда, этот табель рангов лицеисты решительно отвергали.

Этот список сущи бредни,
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли.

Пушкин ещё учился в Лицее, а Жуковский уже привозил известных литераторов, чтобы те познакомились с необыкновенным поэтом. Виной всему та поэма, которая вызвала преклонение Жуковского, - «Руслан и Людмила», - та поэма была начата на стене карцера, куда, в очередной раз, был отправлен лицеист Пушкин.

Э.Я.Эйдельман пишет: «Жуковский привозит в Лицей одного из самых знаменитых для культурной России людей – Николая Михайловича Карамзина, того самого, которого разглядывал в отчем доме ещё Пушкин-малыш... Вместе с Карамзиным приезжают Вяземский, Александр Тургенев, а также отец и дядя Пушкина. Василий Львович (дядя) поражен и польщен столь необыкновенным успехом мальчишки, он восклицает: «Мы от тебя многого ожидаем!» и величает племянника братом. Но Пушкин скромно ему отвечает:

Я не совсем ещё рассудок потерял
От рифм бакхических, шатаясь на Пегасе,
Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад,
Нет, нет – вы мне совсем не брат:
Вы дядя мне и на Парнасе.

В это время Пушкин уже полноправный член молодого, дерзкого, веселого литературного союза «Арзамас». Цель арзамасцев – борьба за просвещение, за развитие нового литературного языка. Пушкин имеет веселое прозвище – Сверчок.

Арзамасец Вигель запишет много лет спустя: « Я не спросил тогда, за что его назвали Сверчком – теперь нахожу это весьма кстати : ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой прекрасный голос.

Но восемнадцатилетний гений еще не решался громко произнести главное, что он поэт, поэтом и будет – и в этом смысл его бытия. Только через восемь лет после окончания Лицея Пушкин позволит себе чрезвычайно важную фразу: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».

Когда талант Пушкина набирал силу, многие, даже проницательный Энгельгардт (директор Лицея) видел «здание, которое разрушится недостроенным». К несчастью, не только он не могли увидеть гигантскую работу, которую проводил Пушкин. За маской легкомыслия вырабатывается талант, растет серьезнейший мыслитель, умнейший человек. (В Михайловской ссылке Пушкин прочитал, как говорили, две подводы книг). Также у него отшлифовалось и стало неизменным достоинство, сдержанность, ирония. Ещё будучи учеником, Пушкин за словом в карман не лез. На вопрос Государя (Александра I): Кто у вас первый? Пушкин ответил: «У нас нет, Ваше Императорское Величество, первых, все вторые».

«Пушкин - это Петр I нашей литературы, бреющий бороды к классицизму и романтизму, смело вводящий в русский язык иностранные слова. Петр приказывает носить европейское платье – Пушкин находит ему название: «…панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет!» Петр прорубает окно в Европу – Пушкин – в мировую литературу. Петр реформирует государство Российское – Пушкин русскую поэзию и русский язык», - написала в своем эссе ученица 7-ого класса Филатова Анна. Поясним: Пушкин бы написал «Когда я любил путешествовать», до Пушкина писали бы «когда путешествие сделалось потребностью души моей». А простая фраза: «Деревенским девкам идут навстречу цыганки» - звучала у карамзинистов так: «Пестрые толпы сельских ореад сретаются со смуглыми ватагами пресмыкающихся фараонид». Пушкин доказал, что язык – история народа, воплощенная в слове, он увидел, что «точность и краткость – первые достоинства прозы». Так, Пушкин, ориентируясь на разговорный язык народа, позволил себе употребить такую строчку: «Людская молвь и конский топ».

Одна газета «дала заметить автору, что в его простонародных сценах находятся слова ужасные: сукин сын. Возможно ли? Что скажут дамы, если паче чаяния взор их упадет на это неслыханное выражение?» Пушкин нашелся сразу «Что б они сказали Фонвизину, который императрице Екатерине читал своего «Недоросля», где на каждой странице эта невежливая Простакова бранит Еремеевну собачьей дочерью».

Он не только достиг абсолютной свободы владения слова, он даже разрешил противоречие между стихом и прозой.

Благодаря Пушкину, сердце женское, впрочем и мужское, радостно и свободно заговорило на русском языке (вспомним письма Татьяны и Онегина).

Уже в 1818 году «не было живого человека, который не знал бы его стихов», - писал в своих воспоминаниях И.Пущин. С каждым годом слава Пушкина только возрастала. Можно сказать, что в некоторые салоны жители столицы ходили исключительно на Пушкина. Сам Николай I становится цензором поэта.

Но время шло, юношеское стремление к светскости, желание быть равным среди равных, увлеченность придворным блеском обернется своей противоположностью, когда обремененный семьей и хозяйственными проблемами, поэт будет стремиться к уединению и простоте жизни, а вместо них обретет принимать самое активное участие в нескончаемых развлечениях света. А вскоре та честь, которой Пушкин уделял так много внимания, окажется поруганной, любимая жена – опороченной, а единственное отдохновение души – творчество – оболганным гонителями, которые хором твердили, что поэт «исписался и ослабел». Врагов у затравленного поэта будет прибавляться с каждым днем; он легко приобретал их и в юности благодаря своей резкости и импульсивности, а будучи загнанным в угол, не скупился на оскорбления и едкие эпиграммы. Круг замкнется, и, как мы видим, сплетня о романе Натальи Николаевны с Дантесом станет, конечно, последней, но далеко не самой весомой каплей в чаше скорби поэта, хотя именно ей часто приписывают судьбоносный смысл и значение.

Несмотря на весь свой врожденный оптимизм и силу воли, Пушкин не видел выхода. И некоторые его современники считали, что его уход из жизни был для него спасением. Но это не так. Было одно «но», которое всегда возрождало его к жизни. Это его ангел-хранитель – Наталья Николаевна Гончарова – воплощение любви поэта, неспроста именно ей посвящены строки:


6 мая 1830 года состоялась официальная помолвка Пушкина и Н.Н.Гончаровой. Нодушевное состояние поэта в это время было далеко не радостным.

- «Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она почти моя… Я никогда не хлопотал о счастии – я мог обойтись без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его».

- Москва, вьюжный февраль 1831года, церковь Большого Вознесения у Никитских ворот. Она в венчальном платье, с длинным шлейфом, прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по открытым плечам, падает на спину. Как она хороша! Это чувствуется по восторженным взглядам родных и знакомых, собравшихся здесь. А Пушкин – тот ничего не замечает кроме нее. Встретится с ее взглядом горящими голубыми глазами, и читает в них Наталья Николаевна счастье безграничное, любовь безудержную. И у нее сердце замирает от счастья и какого-то неясного страха перед будущим. Она любит Пушкина. Она горда тем, что он –знаменитый русский поэт – выбрал ее подругою жизни. Они меняются кольцами...

Начинается совсем другая жизнь, полная тревог, счастья и…надежды. Друзья-лицеисты остались в прошлом, только ей он поверяет свои сокровенные мысли.

Только о ней Пушкин думал после рокового выстрела на Черной речке. Когда раненого Пушкина привезли домой, Наталья Николаевна как призрак металась по дому, подбегала к кабинету, и ее не пускали. Ходила из комнаты в комнату, повторяя, он будет жив, вот увидите, он будет жив.

К вечеру ему стало легче. Она сидела с ним долго. Пушкин сказал: «Ступай в деревню, носи по мне траур два года, потом выходи замуж». Сказал спокойно, смотрел ласково и печально, все понимал. Прощался. В последний раз в угасающем сознании поэта прозвучали слова:

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею,
Тревожить лирою моей,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.

После смерти мужа она сильно изменилась. Из веселой молодой женщины, понимающей толк в светских удовольствиях, она превратилась в человека, который разучился улыбаться. Воспоминания современников вдовы поэта, при поздних описаниях её почти дословно повторяют знаменитые строки Пушкина:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей:
Все тихо, просто было в ней…

Траур Наталья Николаевна держала 7 лет, после чего вышла замуж за обласканного двором «генерала» Ланского. Вела строгий и уединенный образ жизни, мало соприкасалась со светом. Умерла она 26 ноября 1863 года, прожив всего 51 год. Говорят, что перед смертью она совсем не цеплялась за жизнь, не плакала, не жаловалась. Какой же червь точил эту душу можно было только лишь догадываться. Можно подумать, что ее душа хотела поскорее соединиться вновь с родной душой поэта.

В 1880 году в Москве при большом скоплении народа открывали памятник Пушкину – работа скульптора Опекушина. На торжествах присутствовал и единственный лицеист первого выпуска – Комовский. Он не «узнал» в поникшей фигуре своего одноклассника, которого запомнил озорным и веселым.

Может быть, он подумал тогда, что из какого бы материала не сделать памятник поэту: из бронзы ли, из мрамора, любящие его читатели чувствуют, что его жилам течет живая кровь, а грудь трещит от работы сердца. Таков Пушкин. Он остается с нами навсегда.