Здравствуй, мой юный друг! Очень рад нашей встрече! На первом нашем уроке я хочу рассказать тебе о том, без чего не может существовать ни один человек, ни один язык, ни один народ - об одной удивительной и почти волшебной стране Фонетике. В ней живут Звуки. Ведь в переводе с греческого языка phonetikos – звуковой, от phone – звук. Обычно в русском языке выделяют 42 звука. Среди них есть девочки – Гласные и мальчики - Согласные.

Живут Звуки весело. Играют, поют, но и не ленивы. Очень дружные ребята! И сами работают, и нам помогают. Представь только: если бы не Звуки, мы бы не слышали друг друга! И не могли бы разговаривать! В устном общении они используются для создания слов и частей слова.

Как же появляются Звуки? Когда мы выдыхаем воздух, он, как поезд, проезжает много станций города «Речевой аппарат»: «Гортань с Голосовыми связками», «Ротовую и Носовую полости», «Язык», «Губы», «Зубы», «Нёбо». Если поезд следует без поломок и преград (не мешают ни зубы, ни губы, ни язык) – на нем приезжают Гласные звуки. Они состоят только из голоса. Еще их называют «ртораскрывателями». Попробуй произнести Звук [А], не раскрывая рот. Получается? То-то же!

Если же на пути «поезда» встречаются преграды на станции «Ротовая полость» в виде смычки или сближения органов речи, то воздух выходит или через рот, или через нос. Так образуются Согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума: воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Согласные также называются – «ртосмыкателями».

В дороге многое может произойти! От изменений на станциях зависит, какой Звук порадует нас своим появлением. Например, при образовании звуков [Д], [Т] кончик и передняя часть языка смыкается с верхними зубами. А при образовании звуков [З], [С] кончик и передняя часть языка приближается к верхним зубам, но не смыкается с ними. При образовании звука [У] язык отодвигается назад, и задняя его часть поднимается высоко к нёбу, а губы при этом выпячиваются вперёд и округляются. Попробуй сам! Кажется, что не получается? Но твои органы так умны, что без труда могут выполнять самые сложные упражнения. Ведь твой язык может не только дразниться, но и решать, какой Звук должен появиться. Потому это все и называется – Речевой аппарат – как «машина по производству речи»!

Каждый житель страны Фонетики живет в своем уютном домике с крепкими стенами. Вот какими мы можем их увидеть:

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'];
[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];
[х], [х'], [ж], [ш], [ц];
[ч'], [ j ];
[ш‾'], [ж‾'];
[а], [о], [э], [ы], [и], [у].

Гласные, как и положено девочкам, очень голосистые и любят петь. Попробуй вместе с ними! Только послушай, как старательно [А] выводит: А-а-а-а-а-а… Получается? А как восторженная [О] сможешь? О-о-о… Теперь оцени музыкальность гласной [И]: И-и-и… А звук [У] сегодня не в настроении: У-у-у-у-у… Да и [Ы] что-то всплакнула: Ы-ы-ы-ы! Да что ж такое! Гласная [Э], развесели подружек, спой что-нибудь эдакое, залихватское! Давай и мы попробуем: Э-э-э-э!

Эти Гласные – основные. Такие талантливые девчушки! Их дирижер – Ударение. И он совсем не строгий, никого не ударяет, а помогает Гласным звукам выделиться, петь громко и четко. Поэтому Гласные звуки бывают Ударными и Безударными. Поет Гласная в хоре под руководством Ударения, она – Ударная. А если же пропускает урок – Безударная. Попробуй «позвать» слово! И Ударная гласная обязательно тебе откликнется!

Без дирижера гласные поют тихо и не всегда отчетливо! Но стоит поставить Безударную под ударение, и она предстанет во всей красе!

А еще Гласные звуки образуют в русском языке Слоги (являются слогообразующими).Согласные же петь не любят. Им бы шума побольше! Мальчишки!


Кто шумит, шипит, взрывается,
Согласным называется!

Есть среди них Твердые и Мягкие. Согласные [Ц], [Ж], [Ш] – всегда Твердые. Серьезны, деловиты, напористы и строги. А вот [Ч`], [Щ`], [Й`] – всегда Мягкие. Тактичность, доброта и вежливость знакомы им не понаслышке.

Другие же сорванцы - 30 согласных звуков бывают разными: то Мягкими, то Твердыми. В зависимости от того, с какой девочкой – Гласной дружат. Когда они общаются с [А], [О], [У], [Ы], [Э] они тверды. И становятся мягкими с буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Кстати, Буквы - жители другой страны. Они «записывают» звуки! Но о них – в другой сказке!

У многих звуков свои симпатии. Твердые согласные не хотят сочетаться с идущим после них гласным звуком [И], а Мягкие согласные не любят идущую после них гласную [Ы]:

Жизнь — [жыз’н’] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Число — [ч´исло] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и])

Или же, например, играет звук [М] сегодня с Гласной [А] – он Твердый. Послушай:

[М]А[М]А, ко[М]Ар, ра[М]А.

А назавтра повздорит с ней, и будет читать стихи с милой «Я». Тогда он будет звучать по-другому, мягко:

[М']Яч, Вре[М']Я, [М']Ята.

Смягчать Согласные звуки любит добряк «буква Ь» – Мягкий знак. Не всегда, конечно, получается, но он старается. Не смотря на то, что не умеет «говорить». Вот такой он «волшебный». Вроде, есть, а, вроде, и нет. Невидимка и «неслышинка». Так же, как и его родной братец – «буква Ъ» Твердый знак. Твердый знак шутить не любит – всех заставляет звучать твердо!

«Как их много!»- воскликнешь ты. Боишься, что не запомнишь всех сразу? Мой юный друг, а ты обрати внимание, у каждого твердого парного согласного мягкий брат – близнец. Мягкие согласные, чтобы их отличали, повесили в «домиках» «колокольчики» - запятые. Они будто говорят нам: «Добрый день! Динь-динь! Будем рады Вас видеть! Мы Мягкие согласные!». Или же соседки-гласные подскажут, мягкий или твердый согласный перед тобой. А Долгие звуки [Ш], [Ж] на письме обозначаются крышам над домиками.

Слушай, что еще расскажу! Еще наши мальчики любят играть в футбол! Самое забавное, что, разделившись, как положено, на 2 команды, они никогда не переходят из одной в другую. Команды называются «Звонкие» и «Глухие». В синей форме за отчаянных «Звонких» играют:

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Эти любители футбола не только шумны, но и голосисты. Как закричат – хоть уши затыкай! При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

А в команде «Глухих» - они в зеленых футболках - вы найдете:

[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Кроме того, что они не могут жить без шума, они все любят собираться в Предложении: «Стёпка, хочешь щец?-Фи!». Ведь всегда, когда хочется повеселиться и поболтать, так хочется встретиться в Предложении! А это – их любимое место!

Также для того, чтобы определить, Звонкий или Глухой перед тобой, ты можешь приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит, работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит, звук глухой.

Особенно отличаются звуки [Ж], [Ш], [Ч′], [Щ′]. Как зашипят на противников – мало кто устоит! Их потому и прозвали - Шипящие.

Но Звуки наши не только играют, но и учатся. Сидят, как положено школьникам, за партами. По парам. Выделяют 11 пар, разделяющихся по Глухости – Звонкости, согласных:

[б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо Звонкими Парными, либо Глухими Парными. Остальные согласные любят сидеть по одному. Их так и называют Непарные. К Звонким Непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

А к Глухим Непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Согласные такие хулиганы! Кроме непарных. Эти паиньки либо всегда Звонкие, либо всегда Глухие. А братья в парах очень похожи. И слышатся, порой, одинаково. Вот и заменяют друг друга: становятся то глухими, то звонкими! Попробуйте, мол, угадайте, какой звук перед Вами.

Одна из любимых игр наших Согласных звуков - Оглушение и Озвончение. Расскажу правила их игры: В потоке речи Парные Звонкие Согласные перед Глухими согласными меняются на Парные им Глухие – оглушаются (был звонким, стал глухим). А Парные Глухие Согласные перед Звонкими Согласными заменяются Парными им Звонкими – озвончаются (был глухим, стал звонким):

Ложка — [ло́шка] (здесь звонкий [ж] перед глухим [к] стал парным ему глухим [ш]).
Просьба — [про́з’ба] (здесь глухой [с´] перед звонким [б] превратился в парный ему звонкий [з´]).

Запомнил, дружок?

Звонкий перед глухим - на глухой замещается,
А глухой перед звонким - в звонкий превращается!

Но есть Согласные, которые не любят играть в эти игры и заменяться: [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Еще одно место превращений парных согласных – конец слова. Звонкий Согласный оглушается, то есть превращается в глухой парный ему согласный звук, на конце слова.

Звонкий коль звук достигнет конца,
Глядь, стал глухим - не узнать сорванца!

Вот, ответь, пожалуйста, о чем идет речь в слове [Гр´иП]?

О болезни или о растении? Тут различить сорванцов нам помогают Гласные – прилежные и добрые девочки. Рядом с ними Согласные звуки, как настоящие рыцари, «показывают истинное лицо»: [гр´иБЫ]. Значит, все–таки говорили о грибах, которые все так любят собирать.

Вот такие они, жители Фонетики! Согласные и гласные, ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные, долгие и шипящие… Такие знакомые незнакомцы! Поют, работают, играют. Веселые и грустные, сердитые и добрые… Совсем как мы, не правда ли?

Если ты внимательно прослушал или прочитал сказку, ты можешь удивиться: «Если Звуки мы только слышим и произносим, а что же тогда мы видим и пишем?!» А тут, мой юный друг, место другим героям, из другой страны и из другой сказки… Продолжение следует! До новых встреч, мои юные ученики!


Давай проверим, что ты запомнил (а)из рассказа Знайки:


-Сколько всего звуков в русском языке?
(42 основных звука)

-Какие звуки называются гласными?
(Тип звуков, состоящих из голоса – при их образовании потоку воздуха не создаётся существенных препятствий).

-Какие гласные звуки основные?
(В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [а], [у], [о], [ы], [и], [э])

-Какие бывают гласные звуки?
(Ударные и безударные, то есть в сильной и слабой позиции)

-Какой гласный звук называется ударным?
(Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Он произносится более протяжно).

-Какой гласный звук называется безударным?
(Гласный звук, на который не падает ударение).

-Какие звуки называются согласными?
(Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду).

-Какие бывают согласные звуки?
(Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).

-Какой согласный звук называется звонким?
(Согласный звук, который произносится с голосом. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки).

-Какой согласный звук называется глухим?
(Согласный звук, который произносится без голоса).


Чтобы закрепить и проверить знания, ты можешь выполнить Домашнее задание


1. В каком слове есть ударный гласный [А]?

Брат, кошка, липа, самолёт, баня. (Ответ: брат, баня)

2. Какие гласная безударная в слове ЧАСЫ и как можно ее проверить?
Ответ: [А], ставим ее по ударение: чАс

3. Какой произносится гласный звук [Ы] или [И] после твердой согласной:
Цинк, циркуль, крыльцо.(Ответ: [Ы])

4. Укажи, в каком слове все согласные звуки твердые:
Широта, дом, дядя, улица, машина. (Ответ: широта, дом, машина)

5. Укажи, в каких словах все согласные мягкие:
Няня, мама, сирень, книга, солнце. (Ответ: няня, сирень)

6. Укажи слова, в которых все согласные звонкие?
Дружба, небо, светофор, школа, тень. (Ответ: дружба, небо)

7. Укажи слово, где все согласные глухие?
Тетрадь, щука, дуб, карандаш, игра. (Ответ: щука)

8. Укажи, в каких словах есть звук [Т]?
Тишина, танк, табурет, тётя, туман. (Ответ: танк, табурет, туман)

9. Укажи, в каком слове есть звук [М']?
Мороз, мяч, малина, масло, милый. (Ответ: мяч, милый)

10. Укажи, в каком слове есть глухой твёрдый звук [С]?
Глаз, косьба, сделать, просьба, доска. (Ответ: глаз, доска)


Автор: Эльвира Сагалакова