В каком возрасте нужно начинать?

Мелкая моторика – один из самых важных моментов в развитии ребенка. Функции рук и пальчиков в раннем возрасте напрямую связаны с развитием речи малыша и выстраиванием других ВПФ (высших психических функций) таких как: память, внимание, мышление, логика.

Поэтому приступать к развитию мелкой моторики стоит сразу, как только ребенок начинает хватать все подряд и крепко сжимать это в своем кулачке.

  1. Начните с массажных шариков (в простонародье - ёжики). Они научат ребенка контролировать силу сжатия руки и подарят очень полезный массаж, улучшающий кровообращение. Также «ёжиков» можно использовать и для массажа всего тела.
  2. За 10 лет практики не нашла никакого устройства, которое развивало бы мелкую моторику лучше, чем пластилин. Сейчас очень большой выбор различных материалов и пластилин больше не надо греть на батарее перед работой:-) Можно начинать с более мягкого материала, чтобы ребенок познакомился с текстурой и предназначением. Постепенно переходите на более твердый пластилин, чтобы приходилось прикладывать хотя бы минимальные усилия при работе. Катайте шарики, колбаски, «раскрашивайте» картинки пластилином.
  3. Еще одно мое любимое, потому что еще и полезное! Это шнуровка во всех ее проявлениях. Начинайте с нанизывания элементов на шнурок с твердым наконечником. Когда ребенок поймет, как это работает, можно переходить к пуговицам и элементам посложнее. С детками постарше (от 5ти лет) можно начинать учиться завязывать шнурки с помощью специальных дощечек, имитирующих кроссовки со шнурками.
  4. Баночки с палочками. Замечательное приспособление для развития моторики, которое можно смастерить самому. Для этого вам понадобится пустая стеклянная (желательно прозрачная) баночка из-под детского питания или сока и трубочки для коктейлей. В крышке банки нужно сделать отверстие, чтобы проходила трубочка имеющегося у вас диаметра. А трубочки порезать на небольшие кусочки длиной 1-2 см, чтобы ребенок мог брать каждую из них по отдельности. Далее все просто: задача ребенка сложить все палочки в баночку через отверстие по одной (!!!). Можно разнообразить этот вид деятельности, добавив к нему повторение/изучение цветов и счет.
  5. Начинайте учить ребенка правильно держать карандаш как можно раньше. Переучивать гораздо сложнее. Сейчас существует множество приспособлений, которые вам в этом помогут: от трехгранных карандашей до специальных зажимов для пальчиков. Начинайте практиковаться с раскрашивания крупных картинок, не отягощенных большим количеством элементов. Следите, чтобы положение всей руки ребенка во время работы было правильным: локоть и кисть должны лежать на столе, а не «висеть»; вторая рука придерживает лист с картинкой или просто лежит на столе, а не под ним. Когда ребенок научится управлять с карандашом и поймет, что от него требуется, можно начинать работать в прописях для малышей, где вы научитесь проводить линии и рисовать простейшие элементы.

Конечно, это не все способы развития мелкой моторики, но надо с чего то начинать!

И да прибудет с вами сила! :-)

Автор: Анна Ручкина-семейный и детский психолог,педагог