Когда не спят игрушки…
КОГДА НЕ СПЯТ ИГРУШКИ
Ночь. Детская. С любопытством заглядывая в комнату, ярко светит месяц. Легкий ветерок в полудреме играет занавесками.… По квартире в мягких тапочках ходит Тетушка -Тишина. Тс-с-с! Вот она строго погрозила пальцем капелькам воды из крана, затеявшим играть в чехарду; успокоила настенные часы, которые спросонья слишком громко забормотали: «тик-так, тик-так, тик- так» – видно, приснилось, что они от кого-то убегают; пожурила Тишина и компьютерную мышку, решившую выбить свой коврик – это на ночь-то глядя!..
И вдруг… «Кхе-кхе! Пых-пых!» – недовольно ворча, из – под кресла вылез плюшевый медвежонок. «Бум!» – из коробки с игрушками первым выпрыгнул резиновый щенок. «Ать-два! Ать-два!» – замаршировали солдатики. «Тр-р-р-р!» – из шкафа выехала машинка, в которой разноцветной клумбой разместились куклы – барышни в пышных платьях. «Топ-топ-топ! Шу-шу-шу!» - раздавалось со всех сторон. Собравшись в лунном пятне посреди комнаты, игрушки здоровались, зевая, и обсуждали сегодняшнее событие. Среди них появился новый жилец – очаровательный серый слоник.
– Здравствуйте, уважаемый! Привет-привет! Добрый день! То есть, ночи! Мы рады вас видеть! – вразнобой раздавались голоса.
А наш герой стоял, потупив голову, застенчиво шмыгал носом – хоботом, и только успевал смущенно отвечать:
– Здравствуйте, спасибо, спасибо, здравствуйте, здравствуйте!
– Ух! Ух-ты, какой интеллигентный юный представитель нашего мира! – одобрительно заухала мудрая (она была в очках) и старая (из нее опилки уже сыпались), всеми уважаемая бабушка – сова.
– Расскажите, пожалуйста, какой он – большой мир? – не вытерпев, пискнул маленький желтый утенок, и тут же спрятался под крылышком мамы - утки, испугавшись собственной смелости. Взрослые сдержанно улыбнулись, но и им было интересно узнать, что теперь творится за стенами комнаты.
– Ну, там много – много слонов, – начал он. Каждый живет в своем домике – картонной коробке. Потом все едут в игрушечное общежитие – магазин называется. И игрушек там – видимо-невидимо! Большие – маленькие, грустные – веселые, пластмассовые – резиновые – деревянные…
– Это мы знаем! Мы тоже там жили! А что на улице происходит? Там ведь много – много людей? – закричали, забыв о вежливости, обитатели детской комнаты.
- Очень много! – подтвердил Слоник. – И взрослых, и детей. Они очень похожи на нас. Строят себе домики. Ездят на машинках, в автобусах. Ходят в магазины и больницы. Играют в войнушку. Ведь что наша жизнь – игра! – философски заметил он.
– А как вы поживаете?
Тут игрушки замешкались.
Решил ответить медвежонок:
– Мы бы рады поиграть, но наши дети, то есть не наши, конечно, а дети взрослых Папы и Мамы, но все равно наши, а мы – их.… В общем, наши Саша и Маша не играют! Ни с нами, ни между собой! Не умеют, да и не хотят, и времени нет.
- Тогда давайте сами будем играть в них! – предложил Слоненок.
Игрушки согласились. Львенок сбегал за коробкой, и все сели перед ней. Минуту сидят, другую, третью… двадцатую… Новый жилец даже успел вздремнуть, и чтобы не показаться не вежливым, заметил:
– Да-да, очень весело! Так увлекательно! А как эта игра называется?
– Это не игра! Так Саша сидит день-деньской перед телевизором или перед компьютером! – ответил за всех Щенок.
– Ну, тогда давайте играть в Машу! – не унывал Слоник.
Тут все стали быстро бегать из угла в угол, охая без конца:
– Ох, не успеваю! Ох, мне надо туда! Ох, мне надо сюда!
Слоненок, у которого от всего этого даже закружилась голова, удивился:
– Что это такое?
Игрушки – хором:
– В 8.00 – фигурное катание, в 9.00 – верховая езда, в 10.00 – театральный кружок, в 11-балет, в 12 – музыкальная школа, в час – художественная, в 14.00 – теннис, в 15.00 – иностранный язык, в 16.00 – шитье и вязанье, в пять вечера – бассейн, в 18 часов – научно – исследовательский кружок…
– О! Девочка, наверное, уже совсем взрослая и она – единственный представитель страны на Олимпиаде? Или просто здесь живут сестры – близняшки, и у всех свое занятие? – перебил их наш герой.
– Нет, Маша одна и совсем маленькая – даже еще в школу не ходит! – улыбнулась Черепашка. Следом развесились и остальные. Смеялись – смеялись, смеялись – смеялись, а потом стало так грустно!
Ведь – дети, а не играют! Только самый младшенький – Никитушка лежит, пузыри пускает, играет – со своими ручками и ножками – и то, пока новорожденный. Ведь нужны и важны игры для ребят! Что же делать? Задумались все, притихли.
Полагая, что в голове нашего новосела после такого гвалта все перемешалось, и ему ничего не понятно, бабушка – сова решила разъяснить ему на нормальном, как она считала, языке:
– Понимаете, вьюноша, игра – традиционное занятие человека. Она – сама история, сосредоточие человеческого опыта и знания. Игра – это особая форма жизни! – с пафосом начала лектор. – Она выступает как функция человеческого, то бишь, детского бытия! Игра приводит в движение механизм, не побоюсь этого слова, всего мироздания! Вы следите за моей мыслью?
– Да, да – сонно пробормотал слоненок.
– Так вот! – воодушевленно продолжила сова. Очень мудрая была сова! – Так вот, к 2,5 годам ребенок уже играет в сюжетную игру! Сам того не ведая!
– Машинка въехала в гараж – это сюжет? – маленького утенка сказка бабушки – совы очень заинтересовала.
– Сюжет! А к 5 годам игра становится уже сюжетно-ролевой! В такой игре персонажи вступают друг с другом в диалоги, и у игры появляется начало, середина и конец. Играя таким образом, дети примеривают на себя социальные роли, такие как: родители-дети, врач-больной, ребенок-воспитатель, и т.п., потому что именно в игре отражается такая действительность, какой ребенок ее видит и чувствует. Все ясно?
– Да! – почему – то один за всех снова ответил утенок. – Я не понял одно: что такое «и т.п.»?
– И тому подобное!
– Помедленнее, пожалуйста, я записываю! – пропищал утенок.
– До школы – игровая деятельность – главная! – продолжала делиться знаниями сова. – Если ребенок выбирает для себя одни и те же роли, например, агрессора (злого персонажа) – все ломает и разрушает, или, наоборот, когда он – добрый волшебник, герой – значит, тем самым, он повышает самооценку. К тому же, игры ребенка, порой, зеркало семейных отношений. Хорошо ли ему, плохо ли, каким об- разом ведут себя родные люди – все в нем отражается! Рассказывая, мудрая наставница ходила туда-сюда по комнате, важно возведя глаза к потолку. Но тут она решила взглянуть на свою аудиторию, которая, по ее мнению, слушала, открыв рот и затаив дыхание – от восторга, конечно.
Да, действительно, было очень тихо! Но потому, что игрушки … спали! Даже любознательный утенок – и тот уже мирно посапывал, играя, наверно, во сне в какую-нибудь сюжетно-ролевую игру со своими братьями и сестренками…
– Ну, ничего, я могу и завтра снова все повторить! – не обиделась добродушная сова. Если честно, ей и самой уже очень хотелось спать. Утро вечера мудренее! Тс-с-с! Снова пришла Тетушка – Тишина, не- слышно села в уютное кресло – качалку и тоже задремала…
Не побеспокоив ее, в комнату опять заглянул Месяц, который видел все, что делали игрушки, и даже внимательно выслушал бабушку – сову. Озорно подмигнув нам, он нежно подул на спящих Сашу и Машу. В тот же миг им приснились сны. А точнее, волшебное зеркало, которое показывало будущее. Саша посмотрел в него и увидел себя в виде дряхлого старика, с толстыми-толстыми очками, ссутуленного и шаркающего кое-как ногами. Дни без движения, проведенные перед экраном, не могли иначе сказаться на организме мальчика. А Машу зеркало в сновидении превратило в юлу! Она беспрестанно крутилась-вертелась, вертелась-крутилась – но оставалась на одном месте! Вот так – странно и непонятно!
Совсем не рады были дети увиденному! Страшно стало – неужели ничего уже нельзя исправить?! Заплакали горькими слезами от отчаянья….
Но тут, наконец-то, настало утро! Ушла, позевывая, ночь, устало волоча ворохпросмотренных снов.
Проснулись Саша с Машей. И сразу подскочили к зеркалу (не волшебному, конечно), переглянулись, весело с облегчением рассмеялись – это был всего лишь сон!
Но вдруг – что такое?! Посреди комнаты гурьбой сидели, лежали, стояли, забытые когда-то ими, игрушки! Будто кто специально пригласил их на столь долгожданную встречу. Как очарователен серый слоник! Как мил желтый утенок! Какой родной плюшевый медвежонок! Безудержное веселье так и норовило выплеснуться через край и заполнить собою весь мир!
– Тебе водить! – хохоча, закричал мальчик сестре, и хлопнул ее по руке. И, подхватив верных игрушечных друзей, ребята побежали… на улицу! Туда, куда их звали яркое солнце, свежий воздух и счастливое здоровое детство!
Автор: Эльвира Сагалакова
Художник: Юлия Ковалёва