Иногда родители сталкиваются со следующей проблемой: ребёнок может выполнить какое-то дело,но упорно не хочет браться за него. Возможно, задание ещё слишком сложное для него, и он боится ошибиться, или не может запомнить порядок действий. В таком случае можно прибегнуть к внешним средствам. Ими могут стать картинки-"напоминалки", списки дел, схемы и инструкции. Если ребёнок сделает их самостоятельно под вашим присмотром-ещё лучше.

Но гораздо чаще корень упорного непослушания и отказов лежит в негативных переживаниях. Если у ребёнка после ваших совместных дел остаётся в душе неприятный осадок,он постарается, чтобы занятия происходили как можно реже. Здесь необходимо помнить два простых правила. Первое- тон общения с ребёнком ВСЕГДА должен быть дружелюбным, хотя иногда это чрезвычайно сложно. Подобное стремится к подобному: на принуждение,указания и ругань ребёнок ответит только отрицательно. Спокойный и тёплый тон постепенно выводит ребёнка даже из состояния глубокой неприязни. Второе-общение с ребёнком должно проходить на равных,хотя это тоже, порой, непросто. Ребёнок по сути своей не терпит обращения свысока-он начинает оспаривать "бесспорное", сопротивляться "необходимому" и не соглашаться с "очевидным". При соблюдении этих двух правил проблемы с непослушанием ребёнка не возникнут.
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Вы можете купить ребёнку самые дорогие и качественные музыкальные инструменты, нанять самого лучшего учителя, но если он мечтает стать футболистом, вы не сможете привить ему любовь к музыке. Поэтому внимательно присмотритесь к вашему ребёнку и поощряйте те занятия, к которым он проявляет склонность. Запомните: мы делаем дела "вместе" с детьми, а не "вместо" детей. Как гласит народная мудрость" "Можно затащить лошадь в воду,но нельзя заставить её пить".

Ещё несколько советов родителям:-Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему. Так вы сделаете его более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения-спокойными и радостными.-Ребёнок нуждается и в отрицательном опыте (конечно,если это не угрожает жизни и здоровью). Поэтому позволяйте вашему чаду встречаться с негативными последствиями своих действий(или своего бездействия). Только так он будет взрослеть и становиться сознательным.-Если у ребёнка эмоциональная проблема,как правило, достаточно просто его выслушать, и дать ему понять,что вы его услышали.Для этого можно применить методику "Активное слушание": озвучить ситуацию,о которой говорит ребёнок, и при этом назвать чувство,которое он испытывает. Приведём пример:

Ребёнок: Он отнял мою машинку! Родитель: Он отнял твою машинку,ты очень огорчён и рассержен на него.

Ребёнок: Не пойду больше в школу! Родитель: Ты не хочешь больше ходить в школу.

Ребёнок:Не хочу больше носить эту дурацкую шапку! Родитель:Тебе очень не нравится эта шапка.



Подобные реплики сообщают ребёнку ,что его поняли и ему сочувствуют. методика активного слушания содержит также рекомендации по общению с ребёнком:

Во-первых, необходимо, чтобы ваши глаза находились на одном уровне-присядьте рядом с ребёнком или возьмите его на руки.Не следует общаться с ребёнком, крича из другой комнаты, не смотря на него, или занимаясь попутно каким-либо другим делом-этим вы показываете безразличие к проблеме ребёнка и своё нежелание отвлекаться от него.

Во-вторых, если ребёнок расстроен,не следует задавать вопросы-они не отражают сочувствия.Нередко на вопрос "Что случилось?" ребёнок в сердцах отвечает :"Ничего!" или "Отстань!". Ответ в утвердительной форме, напротив, показывает,что родитель настроен на "эмоциональную волну" ребёнка, что он разделяет его огорчение.

В-третьих, в разговоре очень важно держать паузу-после первой своей реплики не сбивайте ребёнка своими соображениями и замечаниями,давайте ему время подумать,проанализировать свои переживания и понять,что вы рядом. иногда полезно помолчать и после слов ребёнка-возможно,он добавит то,что поможет вам разобраться в ситуации.


В чём секрет?Активное слушание ослабляет переживания ребёнка-боль, разделённая на двоих, переносится легче.Поняв,что его слушают, ребёнок охотнее идёт на контакт и рассказывает о себе больше, не зажимается. Иногда за это время, что вы слушаете ребёнка, он может проговорить свою проблему, разобраться в ней и самостоятельно найти выход.

Автор: Наталья Рудина