Управление детским плачем
Почему ребёнок постоянно хнычет и канючит? Это способ манипуляции или какие-то проблемы с мировосприятием? Как с этим бороться и сделать ребёнка более спокойным, умеющим выражать желания и эмоции не агрессивно и без слёз?
Маленькие дети часто плачут. Это факт и он всем известен. Но почему некоторые дети, подрастая, так и остаются «плаксами», а другие прибегают к этому в крайних случаях? Сразу исключим всю физиологию: если у ребенка что-то болит, понятное дело, он будет плакать и нервничать. Как и любой взрослый.
Мы поговорим о психологических аспектах такого поведения детей. Итак, краткий курс «Управление Плачем».
На ранних этапах развития, в младенчестве, крик и плач – единственный способ взаимодействия малыша с родителями. Только так он может им сообщить о том, что в чем-то нуждается. Однако именно в этот период очень важно дать понять ребенку, что это временные меры. И что вообще, долго звать не надо, вы итак хорошо все понимаете. Для того чтобы малыш был спокоен и быстро сменял «гнев на милость», вы сами должны излучать уверенность. Не паникуйте, не поддавайтесь истеричным состояниям.
Ваш ребенок, особенно когда вы рядом или держите его на руках, очень хорошо чувствует все ваши настроения и перенимает этот эмоциональный настрой. Нельзя каждый раз нервничать, слыша плач ребенка после дневного сна. Вы же прекрасно знаете, что он просто проснулся и зовет вас. Подойдите к нему спокойно, улыбнитесь. Дайте понять, что плакать не надо, вы и без крика со всем разберетесь. Таким образом, у ребенка сформируется понятие и осознание того, что родители всегда рядом и звать их плачем все время совсем не обязательно. Так формируется базовое доверие.
Придерживайтесь такого же принципа взаимодействия с детьми, когда они подрастут. Если ребенок «канючит», «истерит», не поддавайтесь его настроению, ни в коем случае не повышайте голос. Напротив, дайте ему понять, что вы абсолютно спокойны, и такое поведение ничего не изменит. Выясняйте причину слез только после того, как ребенок успокоился и может с вами говорить, не захлебываясь слезами. Обязательно успокойте малыша, обнимите, покажите, что вы готовы его выслушать. Старайтесь никогда не принимать решений по итогам «слезных» манипуляций. Тогда ваш ребенок будет знать, что с вами можно договориться, но только разговаривая, а не с помощью плача.
Бывает, что дети плаксивы независимо от того, требуется им что-либо или нет. Их может расстроить все от царапины на коленке до сломанного карандаша во время урока. В таких случаях нужно действовать очень аккуратно. Потому что ребенок здесь использует слезы не как средство манипуляции, а как средство психологической защиты. Если ребенок плачет без видимой на то причины и при этом не обращает свои слезы конкретно к вам, необходимо понять источник. Часто у таких детей очень шаткая самооценка, они не уверены в себе. Боятся ошибиться. Поэтому любую неудачу воспринимают на свой счет, даже если это что-то несущественное. Ни в коем случае нельзя стыдить детей за слезы в данной ситуации. Необходимо объяснить ребенку, что причин для расстройства нет, что это может произойти с каждым. Безусловно, вам придется проделывать это очень часто, скорее всего, ежедневно, но если вы будете верить в то, что говорите и показывать это на личном примере, результат вас удивит. У вашего ребенка не только повысится самооценка, но и возрастет уровень доверия к вам.
Все вышенаписанное не означает, что ребенок не должен плакать совсем. Конечно, должен. Расскажите ему историю про мальчика и волков, чтобы плач остался «ценным даром», а не стал «бесполезным оружием».