• Шарик

Цель: развивать внимание ребенка, учить его контролировать движения своего тела.Для игры понадобится: воздушный шарик.

Описание: дети выбирают ведущего. Ведущий подбрасывает воздушный шарик вверх. Пока он летит, дети могут совершать различные движения, но как только шарик коснется пола, дети должны замереть (нельзя даже улыбаться). Тот, кто не выполнит условия игры, выбывает из нее. Ведущим становится тот участник, которого коснулся воздушный шар.


  • Кто самый внимательный?

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие и мышление ребенка.Для игры понадобятся: конфеты или др. сладости.

Описание: дети садятся на стулья перед ведущим. На столике лежат призы (конфеты или др. сладости). Ведущий читает текст:

«Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру «три» - приз немедленно бери».
-Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых семь.
— Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
Возьми и на ночь повтори
Разок-другой, а лучше десять.
— Мечтает парень закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два, марш!
— Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать...

Предложения можно придумать самостоятельно. Если у детей не получилось взять приз, ведущий говорит: «Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать». И игра начинается сначала. Лучше, если текст будет каждый раз другим.


  • Вопросы

Цель: развивать умение ребенка концентрировать внимание.

Для игры понадобятся: мелкие предметы, например кубик, конфета и т.д

Описание: дети выбирают ведущего (им может быть и взрослый). Игроки садятся на стулья и держат в руках небольшие предметы. Ведущий подходит к каждому участнику и задает вопросы, например «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и др. Отвечать на вопросы должен участник, который сидит рядом. Если отвечает игрок, к которому обращаются, то он должен отдать ведущему свой предмет.

Ведущий дает обладателю предмета какое-нибудь задание, например присесть, подпрыгнуть и т.д.


  • Кошки и мышки

Цель: развивать внимание, реакцию, ловкость и точность движений ребенка.

Для игры понадобятся: стулья (по числу участников).

Описание: стулья расставляются по кругу, сиденьями внутрь. Дети делятся на две команды: «кошки» и «мышки». «Мышки» садятся на стулья, а «кошки» встают сзади. Один стул остается пустым, т. е. у одной «кошки» нет «мышки». По сигналу одна из «мышек» перебегает на пустой стул, но так, чтобы не удержала ее «кошка». Теперь эта «кошка» начинает завлекать другую «мышку». Время от времени команды меняются ролями.


  • Вагончики

Цель: развивать внимание и координацию движений ребенка.

Для игры понадобится: свисток.

Описание: в игре должно участвовать не меньше 7 детей. Игроки вступают в круг, изображая вагончики. Вокруг себя они чертят круг, тем самым, обозначая «депо». В центре становится водящий («паровоз»), у которого нет своего «депо». Водящий подходит к каждому «вагону», который следует за ним. После того как«поезд» полностью собрался, «паровоз» свистит в свисток и участники, в том числе водящий должны как можно скорее занять свое «депо». Игрок, который остался без «депо», становится ведущим.


  • Колечко

Цель: развивать у ребенка внимание, мышление, точность движений.

Для игры понадобится: колечко или любой небольшой предмет.

Описание: в игре должно участвовать не менее человек, включая ведущего. Дети садятся в ряд. Ведущий держит в ладошках колечко или любой другой предмет. Игроки складывают руки «лодочкой».Ведущий обходит всех игроков и кладет одному из них колечко в «лодочку». Потом отходит в строну и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов игрок, которому ведущий положил колечко, должен добежать до стены и коснуться ее рукой. Остальные участники стараются удержать его. Если ему все же удалось дотронуться до стены, он становится ведущим.


  • Додон говорит

Цель: развивать у ребенка внимание.

Описание: в игре должно участвовать не менее 4 детей. Они становятся в круг, а ведущий - в центре. Желательно, чтобы ведущим был взрослый. Он просит детей выполнить любое действие, например, присесть, подпрыгнуть и т.д. Дети должны совершать действия после того, как услышат фразу: «Додон говорит». Если такая фраза не прозвучала, дети отвечают ведущему: «Нам Додон не говорил».

Игра проходит так:

Ведущий:

- Додон говорит: «Покрутитесь на одном месте!»

Дети крутятся.

Ведущий:

- Бегайте по кругу!

Дети:

- Нам Додон не говорил!

Тот, кто выполнил действие, выходит из игры или пропускает ход. Эта игра требует быстрого темпа.


  • Тайное письмо

Цель: развивать у ребенка воображение, образное и логическое мышление.

Описание: один из участников выходит в центр круга и руками в воздухе «рисует» геометрические фигуры, буквы и слова. Остальные дети должны отгадать то, что он написал. За каждое отгаданное послание участник получает очко. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.


  • Побег

Цель: развивать у ребенка внимание, смекалку, координацию движений и двигательную активность.

Описание: игроки берутся за руки и образуют круг. В середину круга становится участник (пленник), а за кругом стоит друг пленника. Участник. находящийся за кругом, должен отвлечь остальных игроков, чтобы помочь выбраться пленнику. Тог, кто упустит пленника, занимает его место.


  • Покупайте горшки!

Цель: развивать внимание, фантазию и двигательную активность ребенка.

Описание: участники игры выбирают двух ведущих - «продавца» и «покупателя» — и садятся по кругу на корточки (это так называемые «горшки»). «Продавец» кричит: «Продаю горшки, продаю горшки!» «Покупатель» идет и осматривает все горшки. «Продавец» рекламирует товар, например так: «Смотри, какой горшок красивый, блестящий, сюда и сметану можно положить, и молоко налить, и деньги спрятать! Покупай!» (Ребенок может пофантазировать и придумать рекламу самостоятельно.) Как только «покупатель» выбрал «горшок», тот должен вместе с ним добежать, например, до стены или до любого другого условленного места. Затем «покупатель» должен занять место «горшка». Если ему это удалось, игрок-«горшок» встает на место «покупателя» и идет совершать покупки.


  • Собери снеговика

Цель: развивать внимание и координацию движений у ребенка.

Для игры понадобятся: небольшая рамка с натянутой на ней фланелью (размер 100 х 70 см), два комплекта составных частей снеговика.

Описание: в игре участвуют два ребенка. Перед каждым из них раскладывают по одному комплекту составных частей снеговика. По команде дети начинают собирать снеговика на рамке с фланелью. Выигрывает тот участник, который выполнит задание первым.


  • Какие бывают елочки

Цель: развивать внимание и мышление ребенка.

Описание: ведущий становится в центре круга и говорит: «Елочки бывают большие, высокие, широкие, толстые... и т.д.». Дети должны руками показать размер или какое-то свойство, названное ведущим, который старается своими движениями их запутать.


  • Мартышки

Цель: развивать у ребенка внимание, координацию движений, двигательную активность.

Описание: участники игры встают по кругу. Ведущий (обязательно взрослый) становится в центры круга и читает стихотворение:

Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топает,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» —
Все с гримасами замри!

Дети должны совершать движения, которые описаны в тексте. Ведущий предупреждает участников игры, что будет стараться их запутать, поэтому его движения могут не совпадать с текстом стихотворения. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.


  • Птицы

Цель: развивать внимание и двигательную активность ребенка.

Описание: участников разделят на две команды. Одна команда – «вороны», другая – «воробьи». Ведущий говорит по очереди: «Вороны!», «Воробьи!». В зависимости от сказанного слова «вороны» начинают ловить «воробьев» или наоборот. Выбывают те, кто сбился.


  • Цветочки

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакций ребенка.

Для игры понадобятся: несколько видов цветов (количество видов зависит от числа участников).

Описание: разложить на полу подготовленные цветы (можно искусственные). Каждому ребенку дается задание собрать определенный вид цветов. После условного сигнала дети приступают к выполнению. Выигрывает тот, кто первый соберет нужные цветы.


  • Где шарик?

Цель: развивать у ребенка внимание, сообразительность и ловкость.

Для игры понадобится: небольшой шарик или камешек.

Описание: участники игры встают в шеренгу на расстоянии 30-40 см друг от друга, вытягивают руки за спиной и раскрывают ладони. Ведущий проходит за спинами участников, делая вид, что он хочет положить шарик или камешек кому-то в руку. Тот, у кого в руках окажется предмет, должен быстро покинуть шеренгу. Остальные пытаются его остановить. При этом они не должны заходить за полосу. Если игрок выбежал из шеренги и его не остановили, он может вернуться в игру. В противном случае ему придется занять место ведущего.


  • Ассоциации

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление, ловкость и координацию движений ребенка.

Для игры понадобится: небольшой мяч.

Описание: дети встают по кругу, предварительно выбрав ведущего (можно взрослого). Он бросает мяч любому игроку и одновременно называет какую – либо тему, например овощи, фрукты, страны, имена, ягоды и т.д. Тот, кто ловит мяч, должен сказать слово на эту тему. Если участник ошибся, он выходит из игры.


  • Супермаркет

Цель: развивать логическое мышление ребенка, координацию его движений, ловкость, внимание, память.

Для игры понадобятся: кегли, кубики, мешочки, этикетки, упаковки от различных продуктов и т.д.

Описание: в игре могут участвовать два и более человек. Перед ее проведением нужно разложить «товары» на полочках или стульях. Каждому участнику дается задание купить определенные продукты в «магазине». Дети берут корзинки и складывают в них нужные продукты. Выигрывает тот, кто набрал продукты за минимальное время и при этом не сделал ошибок.


  • Поиск сокровищ

Цель: развивать внимание и логическое мышление ребенка.

Для игры понадобятся: любая игрушка и небольшие листочки бумаги.

Описание: в эту игру можно играть группой или вдвоем. Один игрок прячет в комнате игрушку и развешивает листочки с подсказками. Ребенок должен как можно быстрее найти спрятанную игрушку.


  • А что будет дальше?

Цель: развивать у ребенка память и логическое мышление

Описание: ведущий говорит детям слово, а они должны ему сказать, как изменится названный предмет в будущем. Например, ведущий говорит слово «яйцо». Дети должны ответить: «Цыпленок, курица, петух». В этом случае ответов на вопрос несколько. Если ребенок дает несколько вариантов ответа, его поощряют.


  • Космонавт

Цель: развивать у ребенка внимание и логическое мышление, познакомить с цифрами и учить считать.

Для игры понадобятся: лист бумаги, кубики, фишки фломастеры.

Описание: на листке бумаги в одном углу нарисуйте космический корабль, а в другом – космонавта. От космонавта до корабля нарисуйте кружочки, а в них – цифры. В игре могут принимать участие два или три человека. Каждый игрок по очереди бросает кубик и передвигает фишки от космонавта к кораблю. Выигрывает тот участник, чья фишка быстрее всех доберется до космического корабля.


  • Да или нет

Цель: развивать логическое мышление ребенка, способность быстро реагировать и принимать решения.

Описание: эта игра проводится на новогоднем празднике. Ведущим должен быть взрослый. Он в стихотворной форме задает детям вопросы, а они на них отвечают хором «да» или «нет».

Позовем Деда Мороза!
Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз — старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей елки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со снегурочкой он дружит, верно?
Что ж, ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
А это значит: настала пора,
Ждет которую вся детвора.
А теперь давайте вместе позовем Деда Мороза!

Примечание: если в игре участвует мало детей, можно за правильные ответы их поощрять.


  • Режим дня

Цель: развивать у ребенка логическое мышление и внимание.

Для игры понадобятся: 20 сюжетных или схематических картинок о режиме дня.

Описание: участники игры разделяются на две команды.Перед каждой командой раскладывают картинки в произвольном порядке. По сигналу они должны восстановить последовательность картинок, т.е. составить правильный режим дня.


  • Небылицы

Цель: развивать у ребенка внимание и логическое мышление.

Описание: ведущий, лучше всего взрослый, рассказывает участникам игры небольшие истории, включая в свой рассказ фразы с небылицами. Участники игры внимательно его слушают, а затем называют эту фразу.

Например:

«Вот вчера иду я по дороге. Солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" — и рога наставила. Я испугался и убежал».

Или:

«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб на веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».
«Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла».

Тому, кто первым отыскал фразы с небылицами, засчитываете очко. Выигрывает участник, набравший больше всего очков. Примечание: ребенок должен объяснить, почему выбранную фразу он считает небылицей.


  • Угадай

Цель: развивать память, логическое и образное мышление ребенка.

Описание: дети рассаживаются вокруг ведущего. Он даст им описание различных предметов, например овоща: «красный, круглый, сочный». Дети узнают: помидор. Темы могут быть самые разные. Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с овощами и он находит нужный. Выигрывает тот участник, который дал большее количество верных ответов.


  • Слова

Цель: развивать у ребенка память и логическое мышление.

Описание: ведущий называет какой-либо предмет, а остальные участники игры называют слова, которые подходят под это понятие. Например, слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, или слова, относящиеся к спорту, обозначающие зверей, домашних животных, наземный, воздушный транспорт и т.д. Выигрывает тот участник, который подобрал большее количество слов.


  • Гадалки

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность и фантазию ребенка.

Описание: игроки выбирают водящего. Он выходит из комнаты, а остальные участники в этот момент загадывают какое-либо слово по заранее выбранной теме. Водящий, вернувшись, должен с помощью вопросов и подсказок отгадать слово. Это происходит так: водящий задает вопросы, а участники отвечают на них «да» или «нет».


  • Что лишнее?

Цель: развивать логическое мышление и память ребенка. Также эта игра способствует расширению словарного запаса ребенка.

Описание: ведущий говорит участникам игры цепочки слов. Дети должны выбрать слово, которое не имеет отношения к остальным словам. Выигрывает тот участник, который нашел больше всего лишних слов.

Можно воспользоваться следующими цепочками:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Береза, дуб, сосна, земляника.
Книга, телевизор, радио, магнитофон.