Патологического компьютерщика можно определить сразу: замкнутый человек, игнорирующий происходящие вокруг события и плохо адаптирующийся к жизненным реалиям. Даже красота природы и необычайные пейзажи воспринимаются без особого воодушевления, так как возможности графики компьютера безграничны.

Понятие «интернет-зависимость» только недавно предложил американский врач Голдберг: непреодолимое влечение к интернету с губительным воздействием на социальную, бытовую, рабочую, образовательную и др. сферы деятельности.

В США интернет-зависимость уже давно имеет статус официального диагноза.

По данным исследований американских ученых, чуть более 5% пользователей интернета уже имеют патологическую интернет-зависимость: компьютер и интернет уже используется не только для учебы или рабочей деятельности, но и для общения, разного рода развлечений, игр и т.д.

На первой стадии :

• Из-за увлечения «новой игрой» человек теряет интерес ко всему остальному;

• Постепенно идет отдаление от родственников и друзей, перестает эмоционально реагировать на тех, кого любит;

• Пренебрежение правилами личной гигиены;

• Реально проведенное время за компьютером скрывается.

Вторая стадия:

• Отлучение от компьютера вызывает протест;

• Появляются проблемы с учебой у школьников;

• Нарушается сон;

• Возрастает потребность в стимуляторах – кофе, сигаретах, алкоголю и даже наркотиках;

• Головная боль, перепады давления, ломота в костях.

Третья стадия

• Социальная дезадаптация. Пользователь уже не может получить наслаждение от виртуального общения, но все также постоянно «висит» в сети.

• Депрессивное состояние приводит к серьезным конфликтам в семье и на работе.

• Больным ничего не остается, как обратиться к квалифицированным специалистам

Психологи пришли к выводу, что зависимость от компьютерных игр входит в структуру аддиктивной зависимости. Это патологическая зависимость, которая стоит в одном ряду с такими зависимостями, как алкогольная, табачная и наркотическая.

Вовлечённость в компьютерные игры у детей и подростков повышается в периоды стресса, напряженной учебы, эмоционального дискомфорта, когда ребенку плохо, не ладится учеба, нет диалога со сверстниками, не понимают родители.

Вовлечённость в компьютерные игры– это поиск компенсации эмоционального дискомфорта, уход от стрессовой ситуации. Компьютер становится целью времяпровождения.

В настоящее время, за безобидным желанием развлечься, играя за компьютером по нескольку часов ежедневно, ребенок попадает в виртуальный мир, перестает владеть собой. Вся его жизнь превращается в игру, влекущую за собой личностные проблемы и далее - патологию личности.Логика проста: «Мне трудно со сверстниками? Зато в играх я чувствую себя героем!»,«Меня не понимают родители? В онлайновой международной игре я интересен, меня там принимают таким, какой я есть». Так начинается злоупотребление компьютером. Это еще не зависимость, но уже проблема. Можно говорить о преболезненном состоянии.

Дальше больше. Ребенок прекращает почти все контакты с реальным миром. Может, их и было мало в его жизни, но теперь вообще не стало. Есть компьютер и комната или компьютерный клуб. Нельзя сказать, что в компьютерном клубе подросток находит новых друзей. Все игроки в нем- противники в игре. Там нет общения, там только - игра.

Случай из практики: подросток из-за конфликта в классе уединился в комнате с компьютером. Много играл. Родители не волновались: думали - учится. Время шло и дошло до того, что он порвал все отношения со всеми своими друзьями. А родители решили, что у подростка трудный период в жизни. Затем болезнь распространилась дальше: мальчик стал отказываться от еды т.к компьютер был важнее. А это уже психосоматические симптомы. Дело дошло до того, что подросток стал закрывать дверь в комнату и никого не впускать, что бы не мешали его увлеченному занятию.

Вылечить зависимость гораздо сложнее, чем предупредить. После обращения к психологу, и длительной работы с семьей подростка и с самим ребенком, мальчик все-таки социализировался. Начал выходить из дома, появились друзья, возродился интерес к школе и внешнему миру. Сейчас с уверенностью можно прогнозировать, что в будущем, проблема зависимости от компьютера и игр будет расти и расти. Обращений с этой проблемой пока не так много. Родители обращаются за помощью к психологу только тогда, когда ребенок уже в критическом состоянии.

Профилактика компьютерной зависимости:

1. Учитесь распознавать злоупотребление до того, как оно переросло в зависимость.

2. Уделяйте внимание ребенку и его интересам, будьте в курсе его занятий всегда.

3. Подмечайте, каким ребенок выходит из-за компьютера, меняется ли его настроение и психологическое состояние?

4. Не прозевайте! В стадии зависимости от компьютера наступает такой момент, как «эмоциональная тупость». Ребенок перестает эмоционально реагировать на тех, кого раньше любил. Это очень важная симптоматика.

5. Пора беспокоиться, если наблюдаются следующие психологические и физические симптомы привыкания: - неспособность выйти из игры - пренебрежение семьей и друзьями- проблемы с учебой- пренебрежение правилами личной гигиены- расстройство сна.

Нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми.

  • Для первоклассников:до 10-ти минут в день,
  • детям вторых - пятых классов – 15 минут,
  • ученикам шестых-седьмых классов – 20 минут.
  • Старшеклассникам - не более 30-ти минут непрерывной работы за компьютером на первом часу занятий и 20-ти минут на втором.

Категорически запрещаются компьютерные игры перед сном.

Нормы для глаз:

  • Чаще переводить взгляд на удаленный объект;
  • Моргать каждые 3-5 секунд;
  • Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно ниже уровня глаз.
  • Делать 2-3 минутные перерывы при работе за компьютером

Простой тест на компьютерную детскую зависимость:


1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день - 3 балла б) день через день - 2 балла в) когда не чем заняться - 1 балл

2. По сколько часов в день играешь?
а) 2-3 часа и больше - 3 балла б) час или 2 часа (заигрываюсь) - 2 балла в) часик максимум - 1 балл

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) Пока компьютер. не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не разболится, вообще не выключаю - 3 балла б) когда как , иногда сам выключаю компьютер - 2 балла в) сам и по своей воле выключаю - 1 балл

4. Когда есть время, ты его тратишь на ...
а) на компьютер. на что же ещё - 3 бала б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть )- 2 балла в) вряд ли сяду за этот ящик - 1 балл

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал - 3 балла б) было пару раз да и то не такое важное событие - 2 балла в) нет - 1 балл

6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно - 3 балла б) пару раз на день вспоминаю - 2 балла в) редко, почти не вспоминаю - 1 балл

7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё или почти всё - 3 балла б) значит много, но ещё есть много вещей которые для меня значат не меньше - 2 балла в) ни какой роли он для меня не играет - 1 балл

8. Приходя домой ты первым делом...
а) сажусь за компьютер -3 балла б) всегда по - разному могу и за компьютер сесть - 2 балла в) ну уж точно не сяду за компьютер - 1 балл

Подсчитайте суммарный балл:

От 8 до 12 баллов: норма
От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на ребенка и его занятия.
От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к семейному психологу. К семейному психологу всей семьей – поскольку, компьютерная зависимость имеет корни в нарушенных детско - родительских отношениях.

Автор: Людмила Овсяник-психолог

Читайте статью: 5 причин не давать ребёнку в руки гаджеты