5 причин не давать ребёнку в руки гаджеты.
Чем опасно длительное пребывание за компьютером/планшетом или любым другим гаджетом?
Как можно использовать технические новшества с пользой для деток?
Все мы живем в 21 веке, веке технологий, прогресса и развития. Однако порой это может сыграть с нами злую шутку. Каждый день изобретают новые гаджеты, которые, как нам кажется, облегчают жизнь. Но не во всех сферах активное использование технологий идет во благо. Дети, словно губки, впитывают в себя все новое. Пока мы успели понять, что происходит, они уже овладели новой игрушкой в совершенстве и требуют еще.
Страсть современных детей к гаджетам можно сравнить с пагубной привычкой, которая формируется так же, как и у нас – взрослых. С каждым днем избавиться от нее становится все сложнее, а желание продолжать не утихает.
Давайте разберемся, что такое «гаджет» и как он влияет на развитие ребенка. Под «гаджетом» подразумеваются всевозможные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры и прочие устройства с активной визуальной и аудиальной поддержкой.
Когда ребенок впервые берет в руки мамин телефон, он, как и все новое, вызывает в нем огромный интерес, любопытство, желание познать и завладеть. И это хорошо. Это говорит о том, что познавательные процессы у малыша запущены и работают как положено. Плохо, когда гаджет начинает использоваться, как приманка, награда, наказание, отвлекающий маневр. Желание заполучить мигающий, поющий, двигающийся предмет становиться практически смыслом жизни. И вот тут надо быть внимательными, осторожными и терпеливыми, чтобы не стать заложником технологий.
Начнем с негативных последствий злоупотребления.
1. На этапах раннего развития (от 1 года до 4х) страдает развитие мелкой моторики и мускулатуры рук. Например, планшеты хороши для изучения цветов, животных, цифр и т.п. Но, к сожалению, «тыканье» пальцем в экран приводит к тому, что ребенок не в состоянии скатать из пластилина шарик или удерживать карандаш в руке хотя бы 10 минут. Он быстро устает и теряет интерес к такой, не интерактивной, деятельности.
2. В раннем же возрасте, чрезмерное использование таких развивающих приложений может привести к задержке развития речи. Ведь робот говорит и повторяет все сам, и даже если программа рассчитана на то, что ребенок будет повторять за компьютером, она не в состоянии это отследить. В итоге дети молчат, завороженно глядя на сменяющиеся картинки.
3. Помимо развивающих программ, дети часто «сидят» за играми. Про контент игр и говорить нечего: его должны отслеживать родители. Следить за допустимостью материалов, которые просматривает ребенок – их святая обязанность. Однако здесь нужно так же внимательно следить за тем, КАК сидят ваши дети в этот момент. Речь идет не только о правильном положении спины, но, в первую очередь, о положении шеи. Когда ребенок долго сидит, наклонив голову вниз (к телефону, планшету), страдают сосуды шейного отдела. Они пережимаются от статичного положения шеи, нарушается кровоток, что ведет к быстрой утомляемости, общей вялости и головным болям. Гаджет должен находиться строго на уровне глаз ребенка.
4. Так же немаловажным доводом «против» является то, как долгие игры и занятия с применением различных устройств влияют на активность ребенка в течении дня и ночью. Сидя весь день (или даже всего лишь пару часов) за гаджетом, ребенок может быть вялым и пассивным, нехотя прерываясь на сон, еду и прогулку. А вечером вы не можете уложить его спать, потому что он повисел везде, разве только не на потолке. Это связано с тем, что дети на то и дети – чтобы вести активный образ жизни. Игры с планшетом, безусловно, увлекают его и, может быть, даже на целый день. Но против природы не пойдешь, и она возьмет свое. Накопившаяся за день энергия найдет выход. И это может быть не только физический, но и эмоциональный выплеск, что гораздо плачевнее сказывается на несформировавшейся психике.
5. Еще одним важным, на мой взгляд, минусом является эмоциональное отстранение детей от родителей. А оно непременно настанет, если дитё и родители целый день глазами и мыслями только в экране. Игра, конечно, похвалит малыша за то, что но выбрал правильный цвет, букву, слово, но это не заменит улыбки матери, одобряющего похлопывания отца или совместного смеха над неправильным, но очень смешным ответом.
И все же, время не стоит на месте и мы должны идти с ним в ногу.
Как сделать так, чтобы гаджеты стали вашими верными союзниками? Придерживайтесь одного маленького, но очень важного правила: все хорошо в меру.
1. Заранее оговорите с ребенком, чем и сколько по времени он будет заниматься. Это позволит избежать скандала и пререканий, когда придет время расставаться с любимой игрушкой. Используйте гаджеты как помощников: дайте понять ребенку, что вы не отмахиваетесь от него телефоном («на поиграй, только не мешай»), а каждый выполняет свою работу. Например, папа отвечает на важные письма, мама заваривает чай, а ты повтори цвета. Конечно, не всегда ребенок должен что-то учить, можно и поиграть для разнообразия:-)
2. Старайтесь выбирать развивающие приложения таким образом, чтобы игра в них не сводилась к простому «тыканью» пальцем в экран. Ребенок должен изучать пространство, искать решения, новые пути. Если контент перегружен, то правильный ответ, скорее всего, будет находиться методом «тыка».
3. Развивающие программы на планшетах, компьютерах и телефонах хороши для изучения таких категорий, как: форма, цвет, размер, цифры. Так же можно учиться писать (печатать) с детьми постарше, которые уже знают буквы и правильно произносят звуки. Учить буквы по приложению с маленькими детьми до 3х лет не стоит. Но это уже совсем другая история.
4. Используйте технологии, чтобы преподнести информацию более ярко и динамично. Подберите интересные картинки или видео по теме. Сделайте вместе с ребенком презентацию после изучения чего-то новенького.
5. Требуйте от ребенка обратной связи: что он делал, как, что понравилось/не понравилось, получилось/не получилось и т.д. Он должен чувствовать и знать, что даже когда ему кажется, что вы далеко, вы всегда рядом и интересуетесь ВСЕМ, что происходит в его жизни.
И помните: технологии меняются, а душевное тепло остается.