Зачем детям сказки?
Психологические истоки привязанности детей к сказкам интересно описаны знаменитым американским психологом и психиатром Бруно Беттельхаймом. Он утверждал: «Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности».
Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки: с теми же подробностями, без изменения малейших мелочей и даже с той же интонацией при рассказывании. Ведь дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать в первоначальной последовательности, испытывая, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.
По мнению Б.Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо. Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или «поведении» и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек может превратиться в животное или камень, и наоборот. Тем достовернее кажется малышу сказка.
Сказка удовлетворяет потребность ребенка «изживать эмоции». Например, ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, с которыми нужно справиться. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью.
Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и, вместе с тем, также свободно переключается на прозаическую повседневность. Малыш интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но, в то же время, допускает, что это могло происходить и в действительности.
Кроме ожидания необычного и волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким и умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах.
Большие и маленькие мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает ее собственный вариант. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполняемые в жизни.
У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, возместить свои мнимые или подлинные недостатки.
Дело в том, что детское видение мира, их образ мышления и психологическая специфика сказок сходны в своем тяготении к противоположностям, крайностям.
В сказках часто один брат глуп, а другой -умен, одна сестра трудолюбива и прилежна, другая - ленива и т.п.В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невообразимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений также преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они, по словам В.А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют «дурного, ненравственного впечатления».
Благодаря сказкам, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек - не человек. Ибо цель сказочников, как утверждал Василий Жуковский – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказки для детей младшего дошкольного возраста:
- Народные сказки о животных:
«Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса» и другие - Русские народные сказки:
«Гуси-лебеди», «Жихарка», «Привередница», «Смоляной бочок», «У страха глаза велики» и другие - Сказки народов мира:
«Горшок каши» (нем.), «Бременские музыканты» (нем.), «Воробей и лиса» (болг.), «Колосок» (укр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и ёж» (нем.), «Рукавичка» (укр.), «Три поросенка» (англ.) и другие сказки. - Поттер Б. «Ухти-Тухти»
- Сутеев В. «Цыпленок и утенок» и другие сказки
- Цыферов Г. «Жил на свете Слонёнок» и другие сказки
- Чуковский К.И. «Краденое солнце» и другие сказки
- Перро Ш. «Красная Шапочка»
- Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»
- Маршак С. «Сказка об умном мышонке»
Сказки для детей старшего дошкольного возраста:
- Русские народные сказки: «Сивка-Бурка»
- Ершов П. «Конек-Горбунок»
- Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и другие сказки
- Жуковский В. «Спящая красавица»
- Перро Ш. «Спящая красавица»
- «Принцесса Шиповничек» (немецкая народная сказка в обработке)
- Александрова Т. «Домовенок Кузька. Сказки старой тряпичной куклы»
- Милн А.-А «Винни-Пух и все-все-все». Повесть-сказка.
- Биссет Д. Сказки
- Киплинг Р. Сказки
- Коваль Ю. Сказки. Картофельная собака.
- Одоевский В. «Городок в табакерке»
- Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» в пересказе для детей К. Чуковского
- Седов С. «Сказки про мальчика Лешу»
- Шварц Е. «Два брата», «Новые приключения Кота в сапогах», «Сказка о потерянном времени»
- Андерсен Г.Х. Сказки
- Киплинг Р. «Рикки-Тикки -Тави» и другие сказки
- Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями» в пересказе З.Задунайской и А.Любарской
- Линдгрен А. «Три повести о Малыше и Карлсоне»
- Аксаков С. «Аленький цветочек»
- Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка: маленькие сказки о детстве Моцарта»
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и другие произведения
- Катаев В. Сказки
- Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля - охотник»
- Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Материал подготовила Фомина Анастасия Анатольевна
педагог – психолог детского сада № 2399