Психологические истоки привязанности детей к сказкам интересно описаны знаменитым американским психологом и психиатром Бруно Беттельхаймом. Он утверждал: «Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности».

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки: с теми же подробностями, без изменения малейших мелочей и даже с той же интонацией при рассказывании. Ведь дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать в первоначальной последовательности, испытывая, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.

По мнению Б.Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо. Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или «поведении» и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек может превратиться в животное или камень, и наоборот. Тем достовернее кажется малышу сказка.

Сказка удовлетворяет потребность ребенка «изживать эмоции». Например, ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, с которыми нужно справиться. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью.

Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и, вместе с тем, также свободно переключается на прозаическую повседневность. Малыш интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но, в то же время, допускает, что это могло происходить и в действительности.

Кроме ожидания необычного и волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким и умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах.

Большие и маленькие мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает ее собственный вариант. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполняемые в жизни.

У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, возместить свои мнимые или подлинные недостатки.

Дело в том, что детское видение мира, их образ мышления и психологическая специфика сказок сходны в своем тяготении к противоположностям, крайностям.

В сказках часто один брат глуп, а другой -умен, одна сестра трудолюбива и прилежна, другая - ленива и т.п.В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невообразимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений также преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они, по словам В.А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют «дурного, ненравственного впечатления».

Благодаря сказкам, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек - не человек. Ибо цель сказочников, как утверждал Василий Жуковский – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Сказки для детей младшего дошкольного возраста:

  • Народные сказки о животных:
    «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса» и другие
  • Русские народные сказки:
    «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Привередница», «Смоляной бочок», «У страха глаза велики» и другие
  • Сказки народов мира:
    «Горшок каши» (нем.), «Бременские музыканты» (нем.), «Воробей и лиса» (болг.), «Колосок» (укр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и ёж» (нем.), «Рукавичка» (укр.), «Три поросенка» (англ.) и другие сказки.
  • Поттер Б. «Ухти-Тухти»
  • Сутеев В. «Цыпленок и утенок» и другие сказки
  • Цыферов Г. «Жил на свете Слонёнок» и другие сказки
  • Чуковский К.И. «Краденое солнце» и другие сказки
  • Перро Ш. «Красная Шапочка»
  • Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»
  • Маршак С. «Сказка об умном мышонке»

Сказки для детей старшего дошкольного возраста:

  • Русские народные сказки: «Сивка-Бурка»
  • Ершов П. «Конек-Горбунок»
  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и другие сказки
  • Жуковский В. «Спящая красавица»
  • Перро Ш. «Спящая красавица»
  • «Принцесса Шиповничек» (немецкая народная сказка в обработке)
  • Александрова Т. «Домовенок Кузька. Сказки старой тряпичной куклы»
  • Милн А.-А «Винни-Пух и все-все-все». Повесть-сказка.
  • Биссет Д. Сказки
  • Киплинг Р. Сказки
  • Коваль Ю. Сказки. Картофельная собака.
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» в пересказе для детей К. Чуковского
  • Седов С. «Сказки про мальчика Лешу»
  • Шварц Е. «Два брата», «Новые приключения Кота в сапогах», «Сказка о потерянном времени»
  • Андерсен Г.Х. Сказки
  • Киплинг Р. «Рикки-Тикки -Тави» и другие сказки
  • Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями» в пересказе З.Задунайской и А.Любарской
  • Линдгрен А. «Три повести о Малыше и Карлсоне»
  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка: маленькие сказки о детстве Моцарта»
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и другие произведения
  • Катаев В. Сказки
  • Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля - охотник»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Материал подготовила Фомина Анастасия Анатольевна
педагог – психолог детского сада № 2399