Я все помню!

Цель:
развивать память, внимание, мышление ребенка.

Описание:
в игре обязательно должен принимать участие взрослый, который будет записывать все слова, названные участниками. Дети рассаживаются по кругу и называют слова на определенную тему, например города, овощи, фрукты и т.д. Нужно следить за тем, чтобы дети не повторяли слова, сказанные предыдущим участником. Ведущий все записывает. Дети должны в правильной последовательности назвать слова, озвученные другими участниками. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.


Кукла

Цель:
развивать память и внимание ребенка.Для игры понадобится: кукла или любой другой предмет.

Описание:
эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок выходит из комнаты, в этот момент в комнате прячут куклу. Если играют несколько детей, нужно спрятать несколько игрушек по числу детей, но обязательно объяснить, кто и что должен искать. Когда ребенок возвращается в комнату, ему говорят:

Петя, Петя (называется имя ребенка), поищи,
С нашей Лялей попляши!

И ребенок начинает искать куклу. Чтобы ему было интереснее играть, попросите теперь его спрятать игрушку и попытайтесь ее найти.


Овощи-фрукты

Цель:
развивать память, мышление ребенка, расширять его словарный запас.

Описание:
дети делятся на две команды. По одному представителю из каждой команды выходят вперед. Один из них называет фрукты, а другой - овощи. Выигрывает тот, кто назовет большее количество слов. Затем выходят другие участники. Результаты подсчитываются после того, как участие в игре примут все члены команды. Можно играть в эту игру взрослому и ребенку.


Чего не хватает (вариант 1)

Цель:
развивать у ребенка память и внимание.

Для игры понадобятся: 6-7 игрушек.

Описание:
перед ребенком раскладывают игрушки. В течение нескольких минут он смотрит на них, пытаясь запомнить. Затем отворачивается. Ведущий в это время убирает одну игрушку (если ребенок не впервые играет в эту игру, можно убирать по две игрушки). Ребенок поворачивается и должен определить, какой игрушки не хватает. Если ребенку понравилась эта игра, можно менять набор игрушек, увеличивать их количество и убирать по 2- 3, а то и 4 игрушки за один раз.


Чего не хватает (вариант 2)

Цель:
развивать логическое мышление, внимание и память ребенка.Для игры понадобятся: планшет, на котором нарисованы разные фрукты в несколько рядов.

Описание:
подведите ребенка к планшету. Он должен постараться запомнить, в каком порядкерасположены фрукты. После этого ребенок отворачивается, а ведущий закрывает один из фруктов.Ребенок старается вспомнить, какой из фруктов закрыт. Вместо фруктов на планшете можно рисовать ягоды, овощи, грибы и т.д.


Грибы

Цель:
развивать память и мышление ребенка.

Для игры понадобятся: макеты грибов, сделанные из бумаги.

Описание:
в игре участвуют несколько человек. Перед ними раскладывают макеты грибов на полу. Дети по очереди собирают грибы и объявляют их названия (грибы не должны повторяться). Выигрывает тот участник, который собрал и назвал больше всего грибов.


Кукловод

Цель:
развивать память, внимание и умение ребенка ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Описание:
в игре должно участвовать двое детей: один играет роль кукловода, другой — куклы. Игроку, который играет роль куклы, завязывают глаза. «Кукловод» должен молча водить «куклу», держа за плечи. Маршрут, по которому нужно водить «куклу», выбирает сам «кукловод». Например, 5 шагов вперед остановка, поворот направо 2 шага назад, поворот налево, 5 шагов вперед и т.д. После этого с глаз «куклы» снимают повязку. Исполняющий ее роль ребенок должен найти исходную точку маршрута, т.е. вспомнить все движения, которые он совершал.


Загадки

Цель:
развивать у ребенка словарный запас, память и мышление.

Описание:
в игре могут участвовать несколько детей. Их задача — вспомнить загадку, в тексте которой есть, например, числительные. В качестве примера можно привести следующие загадки:

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)

Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка.)

За приведенную загадку и угаданный ответ детям начисляют баллы. Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов.


Рисунки-загадки

Цель:
развивать у ребенка память, воображение, фантазию.Для игры понадобятся: цветные карандаши и бумага.

Описание:
в игре могут участвовать как один, так и несколько детей. Участники игры произносят несколько фраз, например:

Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Поpa спать.

Ребенок должен постараться их запомнить. Чтобы это было проще сделать, он рисует значки, которые бы напоминали ему эти фразы, а затем пытается, как можно точнее воспроизвести их.

Если возникают трудности, можно подсказать ребенку. Фразы на каждую новую игру следует менять.


Перепутались

Цель:
развивать у ребенка память, внимание, мышление.

Для игры понадобятся: несколько игрушек - мишка, поросенок, медведь, котенок и т.д.

Описание:
расставьте игрушки согласно словам ведущего. «Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней поросенок, за поросенком медведь, последний - котенок».

Затем ведущий меняет местами игрушки и продолжает: «Потом зазвонил колокольчик – это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, потому что капитан парохода за один раз может увезти только двух пассажиров».

Если в игре уча несколько детей, нужно подготовить в два раза больше игрушек. Выигрывает тот, кто первым восстановит исходную последовательность в очереди.


Что к чему

Цель:
развивать у ребенка зрительное восприятие, память, логическое мышление и быстроту мышления.Для игры понадобятся: доска, мел или листы бумаги и таблички с надписями.

Описание:
на левой стороне доски напишите в столбик следующие слова: корова, лошадь, курица, свинья, муха, слон, рыба, лягушка, рак, крокодил и т.д. Отдельно сделайте таблички со следующими надписями: с рогами, с копытами, с пятачком, с клювом, с хоботом, с чешуей, с икрой, с клещами, с пастью. Показать ребенку названия, написанные на левой стороне доски (ребенок должен смотреть на доску не более 20 с). После этого левая сторона доски закрывается, и ребенок должен развесить таблички на соответствующие места. Если в игре принимают участие несколько человек, необходимо сделать два комплекта табличек. Выигрывает тот, кто расставил все таблички правильно.


Где стереть?

Цель:
развивать у ребенка память, внимание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Для игры понадобятся: доска, мел и тряпка.

Описание:
участник или ведущий рисует на доске лицо, после чего участнику завязывают платком глаза. Ведущий говорит ребенку, какие части лица нужно стереть. Ребенок старается правильно выполнить задание. В эту игру можно играть командами. Выигрывает команда, участники которой более точно выполнили просьбу ведущего.


Олень

Цель:
развивать память, внимание и мышление ребенка.

Описание:
прочитайте вслух несколько раз стихотворение «Олень». Задача ребенка — постараться повторить его.

Если в игре участвуют несколько человек, их нужно разделить на команды. Выигрывает та команда, которая быстрее всех повторит услышанное стихотворение по памяти.

У оленя дом большой,
Он сидит, в окно глядит.
Мимо заинька бежит
И в окно его стучит:
— Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
— Ну-ка, зайка, забегай,
Лапу подавай!


Знайка-вспоминайка

Цель:
развивать у ребенка память, внимание, ловкость и координацию движений.

Для игры понадобится: небольшой резиновый мяч.

Описание:
дети встают в круг. Ведущий кидает мяч любому игроку и называет тему, например города, фрукты, овощи, страны, имена и т.д. Участник должен назвать слово на эту тему и кинуть мяч другому игроку. То же выполняют и другие участники игры. Ведущий следит за тем, чтобы слова подбирались точно по теме и не повторялись.


Комплименты

Цель:
развивать память ребенка, учить его правильно строить фразы.

Описание:
участники игры делятся на команды. Нa середину зала выходит девочка. Участники каждой команды подходят к ней по очереди и говорят комплименты. Девочка следит за тем, чтобы участники не повторялись. Выигрывает та команда, члены которой назвали большее количество комплиментов.


Число

Цель:
развивать у ребенка память, логическое мышление, внимание.

Описание:
игроки выбирают между собой ведущего (математика). Он отходит в сторону, а остальные участники загадывают числа. Ведущий возвращается и называет числа. Участник словами «больше» или «меньше» подсказывает ему. Так продолжается до того момента, пока число не будет угадано.


Цепочка действий

Цель:
развивать у ребенка память, внимание, сообразительность.

Описание:
ведущий называет ребенку несколько действий, например «подойди к шкафу», «возьми книгу для чтения», «положи ее на середину стола», «вернись на исходное место» и т.д. Ребенок должен запомнить последовательности действий и выполнить их. Если он запутался, можно дать ему возможность повторить попытку или назначить «штраф», например, несколько раз присесть.


Художник

Цель:
развивать у ребенка память, внимание, воображение.

Описание:
ребенок выступает в роли художника. Он должен внимательно вглядеться в лицо какого-либо человека, после чего отвернуться и по памяти составить его словесный портрет. Таким же образом можно описывать и игрушки.


Запомни и расскажи

Цель:
развивать память, внимание и мышление ребенка.

Для игры понадобятся: поднос, различные игрушки (предметы) и кусок ткани.

Описание:
ребенок, глядя на поднос, на котором разложены различные предметы или игрушки, в течение 1 мин пытается их запомнить. Затем поднос накрывают тканью. Ребенок должен перечислить, предметы, которые лежат на подносе. Чтобы было интереснее играть, можно меняться ролями. Аналогичные действия можно проделывать с картинкой. Постепенно нужно сокращать время. В конечном итоге, чтобы запомнить предметы, которые лежат на подносе или картине, ребенку понадобится всего 10с.


Карта

Цель:
развивать память ребенка, внимание, логическое мышление и восприятие форм.

Для игры понадобятся: бумага, фломастеры, картон, ножницы и контурные карты.

Описание:
с помощью контурной карты нарисуйте карту Земли. На ней обведите фломастером черного цвета контуры литосферных плит и обозначьте контур материков. Затем приклейте на картон и раскрасьте. Разделите карту на небольшие кусочки по контурам литосферных плит. Перемешайте получившиеся фрагменты. Задача ребенка — собрать карту, ориентируясь по линиям литосферных плит. Перед выполнением задания покажите ребенку целую карту.
Можно сделать две карты и играть с несколькими детьми.


Чемодан

Цель:
развивать у ребенка память и мышление, расширять его словарный запас.

Для проведения игры специального оборудования не требуется.

Описание:
в игру могут играть взрослый с ребенком. Она начинается с того, что взрослый говорит фразу: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она везет... (тапочки, шапку или что-нибудь другое)». Можно называть любые предметы. Ребенок должен повторить эту фразу, добавив название еще одного предмета. Потом фразу повторяет мама и тоже добавляет название нового предмета. Игра заканчивается (или начинается вновь) после того, как кто-то ошибется или забудет сказать одно из названий.