Кто хоть раз в жизни задумывался о том, чтобы научиться красиво писать второй рукой или даже обеими руками?

Иногда столько работы и дел по дому, что хочется успевать всё. А у нас в "Малышляндии" у всех очень много хороших мыслей, которые сначала пишутся на бумагу, но иногда рабочая рука не успевает за скоростью приходящих идей. И мы тут подумали, каково же уметь писать двумя руками? Как поступают родители, если их ребёнок родился левшой? И что же делать с этим?


Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании, перемещении предметов, рисовании и письме. иногда выбор той или иной руки проявляется очень рано: в первые месяцы после рождения, но может быть и так,что доминантная рука проявит себя и позже. Доминантными являются не только рука,но и глаз,ухо,нога.

Это связано с симметричным строением человека,его латеральностью. Движение правой стороны тела (руки, ноги, глаза, уха) координируется с левым полушарием,движение левой-правым. Причина этого-перекрёстное строение нервных путей моторных и сенсорных нервов. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично,но в своих функциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.
Леворукость в настоящее время широко распространена. От 15% до 20% всех людей-левши. Леворукость может передаваться по наследству,может развиться и спонтанно в раннем детстве.

Ещё недавно считалось,что ребёнок с такой особенностью -это проблема,и давались настоятельные рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время это явление воспринимается адекватно и переучивание не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным нарушениям в развитии. Так что относитесь к леворукости своего ребёнка спокойно.

При занятиях живописью,письме,рукоделии у левшей не возникает особых проблем в обучении в сравнении с праворукими детьми. они могут быть такими же ловкими или не ловкими,такими же аккуратными или нет,могут испытывать те же проблемы в обучении письму, как это происходит и у праворуких детей.

Однако необходимо следить за некоторыми аспектами развития:

  • Как ребёнок держит карандаш или ручку,когда он пишет: между указательным, большим и средним пальцем.
  • Левый край руки должен лежать на листе. Многие левши пишут в позиции руки "дугой". Раньше это считалось неправильной постановкой и её пытались исправить. В настоящее время большинство специалистов придерживаются мнения,что такое положение может определяться психофизиологически , то есть локализацией движения у речевого центра. Тетрадь должна быть наклонена так, чтобы её правый угол был направлен в сторону тела.
  • Следует как можно раньше установить, какая рука у вашего малыша рабочая.
  • Если ребёнок напрягается во время занятий, дайте ему возможность делать небольшие паузы и делайте упражнения на расслабление руки.
  • Следите за осанкой малыша:его левое плечо должно немного выдаваться вперёд.
  • Движения леворукого ребёнка отличаются. Учтите, что левша отличается толкающими движениями.
  • Предупредите учителя об особенности своего ребёнка. Пусть он найдёт удобное место для вашего малыша (освещение,удобства для положения руки и спины).
  • Иногда у малыша обе руки рабочие и лучше обратиться к специалисту, чтобы понять, какая же рука является доминантной.
Примерно с середины 90-х стало нарастать число детей, у которых в равной степени активны оба полушария и они были одновременно и «праворукими» и «леворукими». Ложку они начинали брать то правой, то левой рукой. Амбидекстрия — принципиально иная организация мозговых процессов. Произошёл эволюционный скачок.


Несколько тестов:
Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки может быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.


Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

В любом случае все детки разные и особенные и только вы знаете, как найти подход к своему малышу, и какие модели развития к нему применить . Желаем вам как можно больше приятного времяпровождения со своими малышами и здорового гармоничного развития!

По материалам В.К Загвоздкина, старшего преподавателя кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" Московского городского психолого-педагогического университета)